Демографический переход как объективный фактор миграционного перераспределения человеческого потенциала

Демографический переход как объективный фактор миграционного перераспределения человеческого потенциала

Демографический переход как объективный фактор миграционного перераспределения человеческого потенциала

Страны мира находятся на разных этапах демографического перехода (изменения роста на режим стабилизации численности населения) — одни из них испытывают недостаток человеческого потенциала в результате количественного сокращения населения, а другие — невозможность эффективного формирования и реализации человеческого потенциала через значительные объемы роста населения. Увеличение продолжительности жизни и одновременное уменьшение рождаемости в отдельных странах мира предстает одной из весомых предпосылок миграционного перераспределения человеческого потенциала. Напряжение в формировании человеческого потенциала в результате неблагоприятного режима воспроизводства населения для конкретной страны может быть компенсирована его миграционным перераспределением, что требует соответствующих мер государственной миграционной политики.

Целью статьи является исследование влияния демографического перехода на формирование человеческого потенциала стран назначения мигрантов и выявления путей повышения положительных последствий такого влияния.

В регионах с низким естественным приростом иммиграция играет важную роль в формировании демографического баланса и определяет перспективы национальных рынков труда. В Великобритании прогнозы свидетельствуют, что будущая население очень сильно зависит от того, какой будет миграция. Естественный прирост может еще некоторое время обеспечить незначительное увеличение населения, но после 2025 он станет отрицательным, и без миграционного притока населения страны сокращаться. При сравнительно низких объемах миграции (85-225 тыс. Лиц в год) населения Великобритании увеличится до 65 млн. человек и стабилизируется на этом уровне. Варианты прогноза с высокой (205-285 тыс. Человек в год) или средней (145-255 тыс. Человек в год) миграцией предусматривают более или менее рост населения в течение всего века.

К первой группе относятся страны, где население сокращается вследствие низкого естественного прироста и отрицательного сальдо миграции. Во второй группе миграционный приток перекрывается природными потерями населения. Третья группа — это страны с высоким естественным приростом и в значительной эмиграцией, что вызывает общее сокращение численности населения. В четвертой группе естественный прирост перекрывает миграционный отток и общая численность населения в них увеличивается. Наибольшей является пятая группа с положительным естественным приростом и стабильным миграционным притоком населения. Шестая группа — это страны, население которых количественно растет только благодаря иммиграции.

Миграционное перераспределение

Миграционное перераспределение решает для Европы ряд проблем, среди которых деформация возрастной структуры вследствие старения населения и соответствующее увеличение количества граждан пенсионного возраста и создания, как следствие, нагрузка на государственные фонды социального обеспечения.

Иммигранты облегчают налоговое бремя на будущие поколения стран с низкой рождаемостью. Увеличение пожилых людей в развитых странах назначения приводит к росту количества пенсионных выплат. При данных условиях даже такие меры, как снижение величины государственных пенсий и повышение налогов на заработную плату не в состоянии кардинально решить проблемы расходов на пенсии. Наиболее эффективным выходом из данной ситуации может стать импорт дополнительных налогоплательщиков. Облегчение налоговой нагрузки может происходить двумя путями: благодаря трудоспособном возраста иммигрантов и уплаты ими налогов и увеличение иммигрантами численности будущих поколений, которые будут принимать участие в распределении налоговой нагрузки. В Германии расчеты показали, что доходы бюджета от налогов с мигрантов довольно значительны. Лица, иммигрировавших в страну в возрасте 30 лет, платят 110 тыс. Евро в течение всей жизни, в то время как ребенок-иммигрант создает нагрузку для государственных финансов до 60 тыс. Евро.

Читайте также  Инновационное развитие и состояние занятости экономически активного населения

Учитывая, что 78% иммигрантов в Германии являются лицами трудоспособного возраста, то в среднем иммигрант вносит налоговый вклад около 50 тыс. Евро. Если совокупные налоговые отчисления мигрантов равномерно распределить между местным населением, рожденным в будущем, при постоянном притоке иммигрантов в размере 0,25% от местного населения в год, то налоговая нагрузка снизится примерно на 30%. Снижение налоговой нагрузки создает дополнительные возможности финансирования развития человеческого потенциала домохозяйствами.

Формирование демографической составляющей человеческого потенциала

В условиях сокращения и старения населения иммиграция возникает главным источником формирования демографической составляющей человеческого потенциала. Иммигранты в своем подавляющем большинстве являются лицами трудоспособного и продуктивного возраста. Очевидно, что увеличение населения в странах миграции происходит не только путем иммиграции на постоянной основе, но и благодаря высокому уровню рождаемости у мигрантов и, таким образом, количественному росту будущих поколений. К примеру, на женщин-иностранок приходится 49% рождений в Люксембурге, 22,5% рождений в Швейцарии, 23,2% — в Австралии, 15% — в Англии.

Наша страна, в свою очередь, будет продолжать испытывать недостаток человеческого потенциала вследствие низкого уровня рождаемости, старение населения, высоких показателей смертности и уменьшения количества трудоспособного населения. Одновременно страны Азиатско-Африканского региона характеризуются младшим по возрасту населением, высокими показателями его воспроизведения и ростом его количества. Экономики данных стран не способны обеспечить трудоспособное население рабочими местами. В результате миграционный поток из данных стран в стране имеет перспективу к увеличению. По прогнозам, массовые потоки иммигрантов из перенаселенных стран Азии с более высокой репродуктивной активностью способствовать повышению уровня рождаемости в стране.

Но этот процесс не будет иметь долгосрочного эффекта, поскольку иммигранты сохраняют свои стандарты репродуктивного поведения только в течение первых 3-4 лет пребывания в стране назначения, принимая впоследствии репродуктивные стандарты коренного населения. Этот тезис подтверждают исследования, проведенные в европейских странах, с длительной историей иммиграции. Так, во Франции в семьях марокканских иммигрантов на момент переезда наблюдалось 5-6 детей. В следующем поколении количество детей снижалась до 4х, а в их потомков фиксировалась среднюю среди французов рождаемость.

В нашей стране, как и в большинстве стран Европы, преобладание малодетных семей обусловлено исторически и связано с:

— Разрешением абортов и узаконением разводов в первой половине ХХ в.;

Читайте также  Развитие персонала базового центра занятости: проблемы мотивации

— Секуляризацией общества, поскольку религиозность стимулирует рождаемость, что можно проследить на примере исламских народов и евреев-ортодоксов, в которых в среднем приходится 7,5 ребенка на семью;

— Потерей экономического значения рождения большого количества детей как дополнительных рабочих рук в хозяйстве с переходом к индустриальному обществу. Необходимость обучения для получения квалификации в современных экономических условиях превращает их из помощников в объект длительного вложения средств родителями для получения детьми соответствующего социального статуса, выдвигает на первый план вопрос не количественного, а качественного аспекта человеческого потенциала. При этом, рост численности детей затрудняет для родителей обеспечение возможностей успешного социального становления для каждого из них.

Это подтверждает тот факт, что большинство стран с высоким уровнем образования имеют низкие показатели рождаемости:

— Уменьшением значимости большого количества детей как гарантии помощи в старости с развитием системы пенсионного обеспечения;

— Ростом общественных ценностей образования, профессиональной занятости, карьерного роста, дохода и социального статуса для женщин и одновременное снижение ценностей материнства и семейного образа жизни;

— Увеличением продолжительности образования с переходом к информационному обществу и экономике знаний, что предполагает обучение в течение жизни и отодвигает средний возраст рожающей первого ребенка, на неопределенный срок.

Стоит также отметить, что привлечение иммигрантов для компенсации низких уровней рождаемости изменяет состав населения и в конечном счете может привести к полному изменению этого состава и замены современного населения мигрантами, их потомками или населением смешанного происхождения. При таких условиях, жизненно важными для сохранения идентичности страны являются мероприятия, направленные на то, чтобы мигранты идентифицировали себя с населением страны назначения. При этом необходимо обратить внимание на то, что большинство иммигрантов — лица в возрасте до 30 лет, находящихся в процессе активной социализации и склонны к гибкому заимствования новой системы ценностно-нормативных ориентаций после переезда в страну назначения.

В этом направлении важным инструментом повышения демографической составляющей человеческого потенциала стран назначения возникает интеграция мигрантов. Политика интеграции мигрантов в стране назначения должен включать меры на рынке труда; мероприятия, связанные с занятостью мигрантов; поддержку в обучении и повышении квалификации; меры в жилищной сфере и здравоохранении; обеспечение участия мигрантов в общественной жизни.

В современных условиях для стран мира и для нашей страны в частности необходима разработка эффективных мер миграционной политики в направлении преодоления негативных тенденций. Вызванных воздействием фактора демографического перехода с целью сохранения и формирования человеческого потенциала путем миграционного его перераспределения. В этом русле перспективой дальнейших исследований выступает становления и применения соответствующих инструментов регулирования миграции, особенно интеграции и адаптации мигрантов в странах назначения.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *