Информационно-коммуникационные компетентности учителей общеобразовательных учебных заведений

Информационно-коммуникационные компетентности учителей общеобразовательных учебных заведений

Информационно-коммуникационные компетентности учителей общеобразовательных учебных заведений

Одной из составляющих профессиональной компетентности учителя, важность которой обусловлена ​​сегодня изменениями в образовании, вызванными развитием информационных технологий, является компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Во информационно-коммуникационной компетентностью понимают — подтвержденную способность личности применять на практике информационно-коммуникационные технологии для удовлетворения собственных потребностей и решения общественно-значимых. В частности, профессиональных, задач в определенной предметной области или виде деятельности. (О.М.Спирин)

Мы понимаем ИКТ-компетентность как способность учителя-предметника ориентироваться в информационном пространстве, использовать ИКТ-технологии в соответствии с образовательными потребностями и требованиями современного высокотехнологичного общества.

Реалии сегодняшней жизни таковы, что каждый учитель должен быть способен к использованию информационных технологий в своей деятельности, а также в работе с учащимися, родителями, общественностью. Применение учителем на уроках знаний ИКТ позволяет эффективно и доступно подчеркнуть новизну учебного материала, продемонстрировать межпредметные связи, привести примеры практического применения знаний по конкретному предмету, осуществить внедрение проблемного и эвристического обучения, продемонстрировать сложные природные процессы и т.д..

Подход NETST дает сквозную возможность отразить составляющие ИКТ-компетентности в процессе их приобретения на всех уровнях усовершенствования. Это —

1) ИКТ-видение: понимание и осознание роли и значения ИКТ для работы и обучения в течение жизни,
2) ИКТ-культура: способ понимания, конструирования, мировоззренческого видения цифровых технологий для жизни и деятельности в информационном обществе,
3) ИКТ-знания : набор фактических и теоретических знаний, отражающих отрасль ИКТ как отрасль для обучения и практической деятельности,
4) ИКТ-практика: практика применения знаний, умений, навыков в области ИКТ для личных, общественных профессиональных и учебных целей,
5) ИКТ-усовершенствования: способность совершенствовать, развивать, генерировать новое в сфере ИКТ и средствами ИКТ для обучения, профессиональной деятельности, личного развития,
6) ИКТ-гражданственность: подтверждено качество личности демонстрировать сознательное отношение через действие, связанное с применением ИКТ для ответственного социального взаимодействия и поведения.

Поэтому для описания индикаторов ИКТ выделяем шесть уровней, а именно: имеет представление, минимальный базовый, базовый, углубленный, исследовательский, уровень эксперта. Ниже рассмотрим подробнее каждый из них.

I уровень — начальный. Требует от учителя подтвержденной способности демонстрировать понимание роли и значения ИКТ для осуществления педагогической деятельности, элементарные знания сути и истории развития ИКТ, используемых в определенной предметной области, показывать свое отношение к инновационному развитию школы и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, попытки моделирования учебного процесса с использованием ИКТ, побуждать учащихся к решению реальных проблем и задач с помощью ИКТ.

Читайте также  Тренинговые технологии в вышей школе

Начальный уровень — это уровень учителя, понимает необходимость ИКТ для развития образования

II уровень — минимальный базовый. Требует от учителя подтвержденной способности описывать принципы и понятия, лежащие в основе конкретной ИКТ, активизировать познавательную деятельность учащихся средствами ИКТ, умение отобрать компьютерные программы и ППС с целью использования во время преподавания конкретного предмета, демонстраций знания ИКТ для иллюстрации учебного материала и т.д..

Минимальный базовый уровень — это уровень учителя, который умеет пользоваться готовыми программными продуктами.

III уровень — базовый. Требует от учителя подтвержденной способности создавать соответствующие условия для развития способностей ученика, индивидуализации деятельности учащихся школы использованию с этой целью всех возможных современных ИКТ и различных стилей обучения, постоянного наполнения технологически — насыщенного учебного среды, обобщение передового педагогического опыта по использованию конкретных ИКТ для обучения учащихся, уверенного использования базовых ИКТ для налаживания сотрудничества с родительским комитетом, осуществления оценки собственной деятельности, уверенного подбора и использования ИКТ для решения основных профессиональных задач.

Базовый уровень — уровень учителя, который знает и умеет использовать основные понятия ИКТ

IV уровень — углубленный. Требует от учителя подтвержденной способности решать профессиональные задачи повышенной сложности, нестандартные, инновационные задачи как теоретического, так и практического характера с использованием ИКТ, использования методов критического анализа и развития теорий ИКТ. Планирования шагов к овладению объемной базой знаний по ИКТ, способности проектировать, конструировать и вносить инновации к элементам имеющихся ИКТ, используемые при обучении учащихся. Демонстраций инновационного профессионализма, необходимого для цифрового общества, активного сотрудничества с коллегами, родителями, учениками путем использования современных электронных дневников, электронных журналов, учительских сайтов, собственного стиля для оценивания. Анализа и обобщения знаний учащихся, внедряя различные учебные и тестовые программы, свободного владения средствами Интернет-ресурсов.

Читайте также  Сущность организации повышения квалификации у государственных служащих

Углубленный — уровень учителя, свободно оперирует знаниями ИКТ в профессиональной деятельности

V уровень — исследовательский. Требует от учителя подтвержденной способности свободно владеть предметной области ИКТ. Знаний новейших теорий и их интерпретации, критического отслеживания, осмысления развития теории и практики. В частности критического оценивания новых идей и доведение из разных источников, использование ряда специализированных навыков и оценки различных сообщений с целью овладения стратегии исследования. Пропаганда законного и безопасного использования цифровой информации. Активного сотрудничества со всеми участниками учебно-воспитательного процесса и привлечение коллег к участию в социальных сетях, которые изучают, совершенствуют, внедряющих образовательные ИКТ, активной деятельности с учащимися в Интернет-проектах. Использование в своей работе социальных сервисов, интернет-порталов и т.д..

Исследовательский — уровень учителя, свободно оперирует знаниями ИКТ, Интернет-ресурсами и использует их в исследовательской, проектной деятельности

VI уровень — уровень эксперта. Требует от учителя подтвержденной способности демонстрировать полное владение предметной области ИКТ. Владеть новейшими методами независимого исследования и объяснять его результаты на продвинутом уровне. Делать оригинальный вклад в развитие ИКТ, демонстрируя владение методологией и умение вести критический диалог с коллегами. Решать инновационные профессиональные задачи теоретического и практического характера в области ИКТ, в частности с моделирования, проектирования, разработки, внедрения, налаживания новых ИКТ и управление ими. Демонстрировать лидерство в вопросах интеграции технологий, демонстрировать систему внедрения ИКТ при преподавании конкретного предмета и организации учебно-воспитательной работы на уровне эксперта, способствовать эффективности , жизнеспособности и обновлению профессии учителя. Обеспечивать эффективную практику по изучению технологий и их интеграции для работы с одаренным учениками, учениками с особыми потребностями, демонстрировать применение новейших технологий для индивидуализации обучения и т.д.

Уровень эксперта — уровень учителя

Свободно оперирует знаниями ИКТ, Интернет-ресурсами, оценивает инновационное развитие ИКТ и выступает в качестве эксперта по вопросам внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Формуння процесса обучения учителей-предметников ИКТ через информационно-коммуникационную компетентность мы формируем способность педагогов применять полученные знания и навыки в учебно-воспитательном процессе, направляя его на развитие личности ученика.

Критериями определения уровня ИКТ-компетентности служить способности учителя: создавать, использовать, разрабатывать, применять, осуществлять.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *