Исторический генезис внедрение организационно-экономического механизма занятости населения в развитых странах

Исторический генезис внедрение организационно-экономического механизма занятости населения в развитых странах

Исторический генезис внедрение организационно-экономического механизма занятости населения в развитых странах

Осуществленным в историческом ракурсе анализом внедрения организационно-экономического механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста в развитых странах Запада. Его трансформации вследствие влияния доктрины «государства всеобщего благосостояния», особенностей их социально-экономического и политического развития второй половины ХХ века. Выделяются и раскрываются основные этапы имплементации механизма оптимизации занятости населения среднего возраста. Их влияние на современное состояние рынка труда западных стран.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, занятость, экономически активное население среднего возраста.

Сфера занятости экономически активного населения среднего возраста

В современных условиях социально-экономического развития страны важное значение приобретает сфера занятости экономически активного населения среднего возраста. Сейчас стратегической целью нашего государства является достижение уровня экономически развитой страны с высоким уровнем занятости и социальных гарантий. Впрочем, социально-экономические преобразования, которые осуществлялись в течение последних двух десятилетий, и сложная демографическая ситуация привели к распространению негативной тенденции роста социальных рисков в сфере занятости и безработицы.

Это обусловило существенное увеличение численности экономически активного населения. Что требует гарантий по защите трудовых прав и противодействия предотвращения дискриминационным проявлениям по признаку возраста на отечественном рынке труда. Следовательно, сейчас крайне актуальным становится вопрос внедрения организационно-экономического механизма, оптимизировать занятость экономически активного населения среднего возраста. В контексте предотвращения его возрастной дискриминации на рынке труда.

Необходимость внедрения механизма, адекватного современным реалиям развития рынка труда, обеспечивать оптимизацию занятости населения среднего возраста. Это требует учета исторических предпосылок особенностей внедрения такого механизма в сфере занятости экономически развитых стран Запада. Это и обосновывает выбор автором темы исследования данной статьи. Учет полученных результатов исследования позволит избежать допущенных ошибок. А также использовать в отечественной практике накоплен положительный опыт для эффективного внедрения организационно-экономического механизма оптимизации его занятости.

Осмысление особенностей исторического генезиса

Осмыслению особенностей исторического генезиса развития организационно-экономического механизма занятости экономически активного населения в возрасте более 40 лет в развитых странах Запада в контексте исследования, проведенного в рамках данной статьи. Способствовали также аналитические материалы Международной организации труда (МОТ), Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др..

Несмотря на наличие целого ряда научных и аналитических работ на тематику обеспечения занятости экономически активного населения, вопросы, связанные с изучением в историческом ракурсе особенностей становления и развития в экономически развитых странах Запада. Механизма оптимизации занятости населения среднего возраста остается пока на обочине проведения научных исследований в экономической науке.

Учитывая вышеизложенное, целью исследования статьи является анализ исторического генезиса внедрения организационно-экономического механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста в развитых странах Запада.

Механизма оптимизации занятости исторический ракурсе

Прежде, чем проанализировать особенности механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста в отдельных странах Запада, кратко рассмотрим в историческом ракурсе необходимость его внедрения.

Как известно, в 50-60-е годы прошлого века социально-экономическое развитие большинства экономически развитых стран Запада характеризуется реализацией концепции «государства всеобщего благосостояния» (welfare state). В ее основе была положена идея о том, что государство является основным гарантом обеспечения социальных благ для каждого гражданина. Это обеспечивает создание условий для обеспечения реализации принципов социальной справедливости, равных возможностей и достойной работы в сфере занятости.

На практике же реализация указанных принципов невозможными из-за наличия дискриминационных проявлений по различным признакам (в том числе и по возрасту) в сфере занятости. Обеспечение равенства на рабочих местах как одной из ключевых принципов внедрения механизма оптимизации занятости требовало «внедрение традиционных политических мер по стороны государства по предотвращению дискриминации. В частности, таких как законодательные акты, эффективные механизмы контроля и наличие специализированных учреждений контроля за соблюдением законодательства о занятости».

Следует отметить, что внедрение правовых основ указанного механизма оптимизации занятости населения среднего возраста более активно реализовывалось в период 60-80-х годов в странах с либеральной моделью социальной защиты (США, Великобритания и др.)., чем в странах со скандинавской (Швеция, Дания и др..) и консервативной моделью социальной защиты (Германия, Франция, Италия и др.).

Имплементация законодательных актов

Необходимость в имплементации законодательных актов по предотвращению дискриминационных проявлений в сфере занятости экономически активного населения среднего возраста в этих странах было обусловлено рядом факторов, в частности:

— Ратификация странами Запада одного из основополагающих актов МОТ — Конвенции о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.);

— Ведущая роль в рыночной экономике и рыночных отношений в общественной жизни указанных стран;

— Рост уровня безработицы среди трудоспособных контингентов экономически активного населения в возрасте более 40 лет как следствие дискриминационных проявлений в ходе трудовых отношений (в 1965 году в докладе министра труда в Конгресс и Президента США отмечалось, что почти четверть всех рабочих мест в частном секторе экономики были закрыты для соискателей старше 45 лет, для соискателей старше 55 лет закрыты для трудоустройства рабочие места составляли половину от всех имеющихся в частном секторе);

Читайте также  Государственная политика социального становления сельской молодежи

— Развитие тенденции к росту экономических потерь и социальной нестабильности вследствие роста безработицы. Среди экономически активного населения среднего возраста (по данным исследований американских ученых в 2005 году социальные выплаты по безработице для экономически активного населения среднего возраста составляли около три четверти миллиарда долларов);

— Влияние идей либерализма и прагматизма (для стран с либеральной моделью социальной защиты), общественной солидарности (для стран со скандинавской моделью), культурных традиций протестантизма (индивидуальная свобода и частная собственность) на внедрение социальных реформ;

— Идеологическое противостояние социалистической и капиталистической политических систем и их влияние на формирование социальной политики и т.д..

Эти и другие факторы обусловили в течение 60-80-х годов прошлого века принятие и имплементацию в большинстве развитых стран Запада как законодательные акты (Закон о возрастной дискриминации в законе о занятости в США (Age Discrimination in Employment Act of 1967 (ADEA)). Или отдельных положений в законодательных актах, регулирующих сферу занятости по противодействию дискриминации по возрасту в этой сфере (Закон о защите занятости (1975) в Великобритании (Employment Protection Act (1975)) и др..

Государственные и неправительственные организации

Кроме имплементации законодательных актов по противодействию возрастной дискриминации и обеспечение равных возможностей в сфере занятости, появлялись новые или структурно превращались государственные и неправительственные специализированные учреждения контроля по соблюдению законодательства. В сфере занятости в части противодействия возрастным ограничением на рынке труда. Примером таких организаций является Комиссия по равным возможностям (Equal Employment Opportunity Commission) в США, Совет по равных отношений (Danish Board of Equal Treatment) в Дании, Высший совет по борьбе с дискриминацией и равенства (High Authority against Discrimination and in favour of Equality (HALDE)) во Франции и т.д.. Основными функциями вышеуказанных государственных и неправительственных организаций в контексте противодействия дискриминационным проявлениям на рынке труда были следующие: содействие частным лицам относительно обращения за юридической помощью, стимулирование процесса реформирования и контроля по внедрению национальных планов противодействия дискриминации в сфере занятости экономически активного населения.

Экономический спад последних трех десятилетий прошлого века (70 — 90-е годы) обусловил рост значения предложения рабочей силы на рынке труда. В свою очередь, это стимулировало конкуренцию среди разновозрастных контингентов экономически активного населения, повлекло некоторую потерю конкурентных преимуществ экономически активным населением старше 40 лет и обусловило существенное распространение возрастных ограничений в сфере трудовых отношений. Следствием распространения вышеупомянутых явлений стал рост уровня безработицы в целом, так и среди этой возрастной категории населения.

Так по данным статистических исследований Еврокомиссии в течение 70-90 — х годов прошлого века уровень безработицы в странах Западной Европы в среднем колебался от 8,0% до 10, 5%. В то же время, показатель роста уровня занятости экономически активного населения европейских стран в указанный период составил 9,0%, что по сравнению с другими развитыми странами (рост занятости в США составляло 49,0% и 25,0% в Японии соответственно) является одним из самых низких. Таким образом, используя метод экстраполяции, можно констатировать, что тенденция к росту уровня безработицы в целом обусловила аналогичную тенденцию к его росту и среди трудоспособных контингентов старше 40 лет.

Рост безработицы влечёт значительные экономические потери

Следовательно, можно сделать вывод, что рост безработицы среди экономически активного населения среднего возраста повлекло значительные экономические потери, обусловило увеличение расходов на социальные выплаты (пособие по безработице) для этой возрастной категории населения и потерю значительной доли рабочей силы на рынке труда.

На фоне экономического спада и рецессии в 70-90-е годы прошлого века в отдельных странах Запада все более обостряется демографический кризис, который имел выражение в уменьшении уровня рождаемости и трансформации возрастной структуры трудоспособных контингентов экономически активного населения в сторону старения. Уместно отметить, что вышеупомянутые демографические явления имеют достаточно длительный временной проявление и является одной из причин, что и сейчас вызывают значительное влияние на возрастную структуру экономически активного населения. Как отмечает британский ученый М. Сарджент в работе «Возрастная дискриминация в занятости» по предварительным данным демографического прогноза, осуществленного в 2006 году, численность категории лиц в возрасте 50-64 года в странах ЕС в течение десяти лет (2006-2016 годы) возрастет примерно на 6,5 млн. человек.

Как показывает опыт, указана демографическая тенденция является одной из причин, что вызывает рост демоэкономических нагрузки на трудоспособные возрастные контингенты населения вследствие перехода населения старше 40 лет в состояние экономической не активности. В частности, согласно демографических исследований к 2050 году демоэкономических нагрузки на трудоспособные контингенты населения в странах Европы прогнозируется «на уровне до одного пенсионера для каждого работника».

Читайте также  Адаптация инвалидов на новом рабочем месте: проблемы, особенности, перспективы

Таким образом, инерционный характер демографического кризиса в сочетании с экономическими спадом являются одними из ключевых причин пересмотра концепции «государства всеобщего благосостояния» и распространения доктрины либерализма и поиска «конкурентной модели» в социальной политике и в сфере занятости в некоторых странах Запада.

Трансформация социально-экономического развития

Другими причинами, которые обусловили трансформации социально-экономического развития и сферы занятости стран Запада в начале 2000-х годов стали, в частности, изменения технологической основы производства (переход к постиндустриальной информационной экономики), усиление влияния глобализации на развитие национальных экономик, расширения границ ЕС за счет включения новых стран, рост интенсивности процесса внешней миграции трудоспособных контингентов экономически активного населения и др..

Все это требовало поиска новых подходов к совершенствованию механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста. Поэтому в начале 2000-х годов возникает вторая волна актуализации вопроса по внедрению механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста в странах Запада.

Стоит отметить, что актуализация указанного вопроса преимущественно касалась законодательства, регулирующего сферу занятости стран ЕС. Это объясняется тем, что в 2000 году было принято Директиву Совета 2000/78/ЕС, которая устанавливала общую систему равного отношения в сфере занятости и профессиональной деятельности. Этим правовым актом предусмотрено, что страны-члены ЕС принимать меры по созданию благоприятных условий для развития социально интегрированного рынка труда с целью реализации принципа равных возможностей и правового обеспечения защиты от дискриминации по возрасту в сфере занятости и профессиональных возможностей.

Совершенствование механизма оптимизации занятости

Следовательно, дальнейшим шагом в направлении совершенствования механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста стало принятие в течение 2000-2009 годов большинством стран-членов ЕС законодательных актов, обеспечивающих защиту от возрастной дискриминации на рынке труда.

Таким образом, по результатам анализа научной литературы и правовых актов, которые дают представление об исторической ретроспективу эволюции внедрение механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста в отдельных странах Запада, автор выделил следующие этапы его реализации:

— первый этап (60-е годы прошлого века) — направленность в социальной политике стран Запада на реализацию доктрины «государства всеобщего благосостояния», внедрение принципа равных возможностей в сфере занятости и противодействия дискриминации по признаку возраста на рынке труда имплементация возрастного антидискриминационного законодательства (США) и положений, регламентирующих противодействие возрастной дискриминации в законодательстве о занятости стран Запада;

— второй этап (70-90-е годы) — изменение вектора в социальной политике в сторону либерализма, распространение негативной тенденции увеличения проявлений возрастной дискриминации в сфере занятости как следствие экономического спада и рецессии и углубления проявления демографического кризиса в развитых странах Запада;

— третий этап (2000-2009 годы) — закрепление на законодательном уровне стран-членов ЕС правовых норм, обеспечивающих предотвращение дискриминации по признаку возраста в сфере занятости и способствуют разработке и реализации механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста.

Результаты исследования исторического генезиса занятости населения

Результаты исследования исторического генезиса внедрения организационно-экономического механизма оптимизации занятости населения среднего возраста в развитых странах Запада дают основания сформулировать следующие выводы:

1. Анализом источниковой базы исследования выявлено, что в основу организационно-экономического механизма оптимизации занятости населения среднего возраста в развитых странах Запада положена идея внедрения доктрины «государства всеобщего благосостояния». Возникновения необходимости внедрения механизма оптимизации занятости экономически активного населения среднего возраста обусловлено поиском адекватных реалиям социально-экономического развития стран Запада второй половины (50-60-е годы) прошлого века инструментов реализации принципов равных возможностей и достойной работы на рынке труда в контексте предотвращения распространения дискриминации по возрасту на рынке труда.

2. На основании анализа и обобщения ряда зарубежных литературных и правовых источников по внедрению механизма оптимизации занятости населения среднего возраста в историческом ракурсе автором выделены следующие этапы его имплементации:

1) внедрение механизма оптимизации занятости, основанной на доктрине «государства всеобщего благосостояния» (50-60-е годы прошлого века);

2) влияние экономического кризиса 70-х годов ХХ века и идей либерализма в сфере занятости, распространение дискриминационных ограничений по возрасту на рынке труда развитых стран Запада (70-90-е годы прошлого века);

3) волна имплементации механизма оптимизации занятости (страны-члены ЕС) как результат реализации Директивы Совета 2000/78/ЕС, которая устанавливала общую систему равного отношения в сфере занятости и профессиональной деятельности и противодействия дискриминационным ограничением на рынке труда.

Перспективные направления дальнейших научных исследований: исследование институциональных и правовых основ имплементации организационно-экономического механизма оптимизации населения старше 40 лет в развитых странах Запада, анализ экономической составляющей механизма оптимизации занятости сквозь призму реализации стратегии «Europe 2020».

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *