Классификация методов мотивации

Классификация методов мотивации

Классификация методов мотивации

Можно сделать вывод, что мотивация — это процесс активизации мотивов человека, направленный на достижение целей как работника, так и предприятия.

Высокий уровень мотивации является важным фактором роста успеха предприятия, ведь именно персонал является движущей силой в достижении поставленных целей, которых невозможно достичь, если рабочие не заинтересованы в конечных результатах работы, не обеспечивают полной трудовой отдачи.
Учёные выделяют две основные группы методов (рисунок) первая — методы материальной мотивации, которые подразделяются на денежные и не денежные, вторая — методы нематериальной мотивации. Денежные методы включают заработную плату, отчисления от прибыли, доплаты, надбавки, компенсации, льготные кредиты.

Не денежные методы мотивации делятся на:

— социальные (медицинское страхование и обслуживание, путевки, питание, оплата транспортных расходов);
— функциональные (улучшение условий труда и организации труда).

Методы нематериальной мотивации делятся на:

— социально-психологические (психологическое и общественное признание, повышение престижа);
— творческие (повышение квалификации, стажировки, тренинги, командировки);
— свободное время (дополнительный отпуск, гибкий график работы).

В практике хозяйствования применяется обще производственная классификация методов мотивации, которая выглядит следующим образом:

— прямые экономические методы (сдельная оплата, почасовая оплата, премии за рационализацию, участие в прибылях, оплата обучения, выплаты за максимальное использование времени);
— косвенные экономические (льготное питание, доплаты за стаж работы, льготное пользование жильем или транспортом и т.д.);
— социальные или не денежные методы (обогащение труда, гибкие рабочие графики, охрана труда, продвижение в служебной деятельности, участие в принятии решений на более высоком уровне и др.).

Читайте также  Оценка и развитие коммуникативной компетентности персонала

Можно сделать вывод, что они очень похожи и расхождение между ними только в названиях. Систематизация классификационных признаков методов мотивации, среди которых можно выделить две большие группы: методы материального и нематериального стимулирования. В первом случае поощрения работников в любом случае предполагает финансовые затраты, которые могут принимать различную форму. Во втором — предприятие не несет расходы на мотивацию работников, или они незначительны.
Так, методы материального стимулирования одновременно являются экономическими, которые делятся на прямые экономические или денежные, так и косвенные экономические или не денежные методы. Основой этой группы методов является денежное вознаграждение (заработная плата, премии, надбавки и др.) Или вознаграждение, предоставляемое работнику не в денежной форме (оплата путевок, проезда, питания и т. д.).

Они ориентированы на материальные мотивы работников:

— стремление достатка,
— определенного уровня благосостояния.

Работники заинтересованы в увеличении своего трудового вклада с целью получить более высокую заработную плату. Поэтому система материальной мотивации должна строиться на принципах индивидуальности вознаграждений — зависимости размера оплаты труда от индивидуальных результатов — а также на наличии единой системы формирования материальных вознаграждений.

Читайте также  Критерии и принципы эффективной системы мотивации

Группа нематериальных методов стимулирования, в первую очередь, направлена ​​на удовлетворение мотива сохранения социального статуса в трудовом коллективе. В этой группе можно выделить административные методы и социальные. Основой административных методов являются отношения власти, а также соблюдение регламента предприятия. Они реализуются через нормативные, распорядительные, организационные документы. Социальные методы включают социально психологические, которые направлены на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, формирование корпоративной культуры, удовлетворение потребностей работников в признании и тому подобное. Творческие, связанные с профессиональным развитием рабочего. Свободное время, то есть установление гибких режимов труда, предоставление дополнительного отдыха.

Таким образом, главной мотивирующей силой для осуществления трудовой деятельности являются потребности, которые для одного человека актуальны, а для другой — нет. Поэтому приведенные методы мотивации должны использоваться на практике на основе индивидуального подхода, также необходимо проводить мониторинг изменения потребностей работников, поскольку они характеризуются динамичностью и постоянно меняют одно друга. Эффективное применение методов мотивации позволит сформировать выгодное партнерство как для работодателя, так и для работника.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *