Коммуникативные эффекты социальной работы

Коммуникативные эффекты социальной работы

Коммуникативные эффекты социальной работы

Проблема исследования заключается в том, что сейчас известно какое значение для организации общественного пространства и эволюционного развития социальных процессов играет социальная работа. Ее источниками справедливо отмечают способность человеческого вида сознательно сопереживать и помогать другим. С точки зрения исторических процессов, современное развитие науки, техники, искусства и всего того, что составляют ценность бытия связано с созданием человеческого в человечестве, солидарности и взаимопомощи.

Примеры поддержки соотечественников в сложных жизненных ситуациях, возвращение в жизнь социума людей, которые испытывали проблемы в адаптации к конкретно-исторических условий содержатся в культурном наследии от древних обществ к современному миру. При всем разнообразии взглядов, каждый из авторов в той или иной степени, отмечают духовно-историческую традицию цивилизаций проявления заботы о соотечественниках. В рекомендуя смысле отношение к нуждающимся, больных, виновных выписано в религиозных текстах.

Хотя обобщенным принципом такого воздействия можно описать понятием директивность, то есть такой, которой основан на прямых распоряжениях (законы, постановления, требования, традиции, указания) и обязательном для всех исполнении, эти традиции соучастия имели стали моральными императивами (по Канту). В любом случае забота о других, нуждающихся, немощных выступала прогрессивным явлением в социальном взаимодействии.

По нашему мнению, на этапе предыстории социальной работы с точки зрения коммуникативного подхода можно определить две основные модели основных этапах

1. Помощь и взаимопомощь в общине. С точки зрения коммуникации, помощь и взаимопомощь отображает врожденную потребность поддержания целостности общества.
2. Опека и попечительство государством (цивилизацией). Такая модель может рассматриваться как выстраданная, компромиссная, договорная (за Гоббс) между гражданами и властью.

Как бы то ни было, в XIX веке возникает осмысления мира с точки зрения социологического метода. Классики социологии, в частности О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм одними из первых исследуют феномены человеческого бытия, обращая внимание на характер присущей обществу взаимодействия — солидарной (Э. Дюркгейм) и конфликтной (К.Маркс). Соответственно, каждый из имел представления о ее совершенствовании — Э. Дюркгейм предпочитал эволюционном, а К. Маркс революционном метода. Прежде всего это теория социального конфликта К. Маркса, эволюционной солидарности Е. Дюркгейма.

Понимание значимости эволюционной солидарности и поиски определенного социального института, должно снизить уровень социальной напряженности было также связано с осознанием угроз несущих социальные явления — войны, безработицы, инвалидизация, преступность, самоубийства, другие виды негативных явлений, следовательно выделились целевые группы соответственно актуальных проблем. Первой теорией, непосредственно касается эволюционного подхода была идея о «Wohlfart — благополучие для всех», которая была высказана в XIX веке.

Среди первых практических моделей — континентальная система солидарных пенсий, которая была утверждена в 1889 году Бисмарком в Германии. Впрочем, в начале ХХ века практическое воплощение идей благополучия приобрело специфические черты. Кризисные привели к активизации солидарных концепций: от коммунистических-социалистических к фашистским и национал-социалистических.

Первые варианты социализации

Первые варианты социализации практически были воплощены в социальной работе в Великобритании, практической социологии в США, социальной педагогике в Германии, анимационной работе во Франции, коммунитарной работе в Италии. Со временем они ориентировочными моделями для других стран. Социальная работа возникла на фоне активности феминистского движения, которое противостояло против исключения женщин по социальному развитию и в идеях было определить новые коммуникационные каналы донесения своих идей. Среди наиболее активных — А. Соломон (Германия), М. Гахер (Франция), Е. Фрей (Великобритания). В Соединенных штатах Америки налаживания помощи мигрантам осуществлялось благотворительными организациями Д. Адамс и М. Ричмонд.

Со временем, от спонтанных социальных действий организовалась системная социальная работа. Сегодня она утвердилась в качестве социального института, в поле которой начинают выстраивать научные теории и практики. Наряду с существования благотворительности, на первый план выдвигается идея специализации и профессионализации социальной работы.

Характерно, что профессионализация социальной работы была вызвана проблемами межличностного характера — добродетельность в то время было привилегией богатых, а добровольность должна спонтанный характер. В ходе развития социальной работы была определена технология достижения эффекта — способность налаживать взаимодействие с маргинальными группами.

Одна из выдающихся благотворителей XIX-XX века М. Ричмонд, обобщила свой опыт и в 1899 издала труд «Дружеский визит к беднякам: руководство работающих в благотворительных организациях». Вместе с тем, книга стала первым учебником для подготовки профессиональных социальных работников в созданном в этом же году Институте социальной работы в Амстердаме. Полученная в ходе взаимодействия с нуждающимися социальными группами была заложена как информационная база личного опыта, научного анализа и рекомендаций будущим профессионалам в технологии «fase to fase» — работа со случаем (casework). Основное внимание было уделено коммуникативные стороне в психоаналитической традиции. Таким образом, индивидуальная форма работы с непосредственным клиентом была начальным этапом социальных коммуникаций с предубеждениями общества.

Сегодня социальная работа тесно связана с групповыми и массовыми коммуникациями

Источниками вхождения в научный и практический уровень комуникативистикы социальной работы служат процессы, сопровождающие период современной, информационной цивилизации. С 50-х годов происходят активные сдвиги в социальной работе, особенно в управленческой сфере коммуникаций. В 60-годы появляются новые формы взаимодействия, в частности телефонный метод консультирования, приобретает признание концепция групповой самоуправляемой работы (импауермента), которая побуждает клиента к социальной активности и противостояния социальным предубеждением.

Эта модель основана на использовании различных коммуникационных моделей развития группы. В таком виде социальная работа определяется как коммуникативный процесс вдохновение клиента на активное взаимодействие с социальной средой. Социальная деятельность начинает использовать социальную коммуникацию в качестве технологии изменений и преобразований общественных отношений.

В 2002 году благодаря инициативам Международной федерации социальных работников и Международной ассоциации школ социальной работы приобретает новое — «социальная работа, осуществляемая в различных формах, имеется там, где происходят многочисленные комплексные коммуникации взаимодействия между людьми и их средой». Определяется, что участие в социальной работе может принимать любой человек, у которого в этом необходимости. Сегодня переплетаясь с процессами глобализации и мультикультурности, миграционной социальной политикой, проблемы свободы слова, социальная работа воплощает в себе надежду на сохранение этических ценностей в постмодернистское мире.

Существующие сегодня системы социальной работы, как отражение концепций социальной политики пытаются приспособиться к новым реалиям. Такими системами являются либеральная (англосаксонская), консервативная (континентальная), социально-демократическая (североевропейская), патерналистская (югоевропейская). Среди них югоевропейская и североевропейская более закрытыми в сравнение с англосаксонской, которая проявляет свою экспансию на континентальную систему, а следовательно менее коммуникативными.

Читайте также  «Евразийский подход»: занятость важнее зарплаты

Впрочем, каждое из систем определяется особенностью коммуникативной составляющей, по которой можно выделить характер социальных технологий присущей модели. Технологически каждая из моделей имеет свою особенность в ожиданиях от субъектов и объектов коммуникации, принципах, ценностях, средствах, управленческих решениях, характер социального контроля, но особенно в парадигмах социальных коммуникаций. Так либеральная модель основана на праве выбора, социальная на солидарности, континентальная на рационализме (цилерационализми и циннорационализми по М. Веберу), в патерналистская на директивности.

Категория «коммуникация»

Категория «коммуникация» имеет большое количество различных толкований, но для социальной работы это понятие не стало предметом исследований, хотя наличие многочисленных проблем, возникающих в ходе самой деятельности принуждают к терминологического уточнения. Прежде всего, следует заметить, что традиционным понятием для гуманитарных наук является общение. В психологии отдельные исследования укладываются в категорию «психология общения», в педагогике
— «Педагогика общения», в социальной работе — «общение с клиентом».

Только в последнее время отечественные гуманитарные науки вошло понятие коммуникация. С одной стороны это можно рассматривать как ситуацию заимствования иноязычного слова «communication» — общение. С другой, по нашему мнению более уместным является введение такого понятия по необходимости охвата более емким понятием характер современных социальных процессов.

Очевидно, что для социальной работы она имеет более широкое значение, чем общение. По нашему мнению, общение отражает определенный уровень коммуникации и есть видовое по отношению к родовому понятию «социальная коммуникация», феномены которой так ярко проявляют себя в социальной работе.

Попытки отделить понятие предлагает ряд специалистов. В частности К. Шендеровский отмечает, что «если в массовом информации мы определяем фундаментальную и оперативную информации, то в социальных коммуникациях мы, в первую очередь, определим социальные знания как социальную информацию для уполномочивание.

Для уточнения понятия в социальной работе целесообразно обратиться к накопленного опыта в социально-психологической науке. В ней традиционно различают общение и коммуникацию, выделяя коммуникативную сторону общения вместе с тем, «содержание и формы коммуникации отражают общественные отношения и исторический опыт людей».

Социально-психологический феномен общения

На социально-психологический феномен общения как коммуникации одной из первых обратила внимание в советские времена. В частности М. Андреева. Она определяет коммуникацию в узком и широком смысле. В первом случае коммуникацию рассматривают как формальный обмен информацией без изменений, в чистом виде, как усвоение. Зато в широком контексте коммуникация рассматривается как содержательные трансформации восприятия, уточнения, развития. Кстати Г.М. Андреева отмечала методологическую некорректность рассмотрения коммуникации в категории информации, отметил «такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации».

Для достижения максимальной эффективности социальной работы предполагает знание закономерности процесса коммуникации, технологий и других составляющих достижения эффективности. Как профессиональная социальная работа, так и добровольная социальная работа (волонтерская деятельности) предполагает активное взаимодействие в социальном пространстве с целевой группой — клиентом.

Клиент может классифицироваться по различным признакам

Например по возрасту: дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые люди. Принимая во внимание разделение по критерию «специфика проблемы» выделяют общие и специальные, соответствующим образом выделяют и группы клиентов. Клиент обычно занимает промежуточное состояние в этапах социализации. В большинстве случаев социальной работы участники процесса коммуникации находятся в неравных социальных и профессиональных статусах.

Соответственно его статус характеризуется различными оценочными понятиями, например с точки зрения континуума жизненной ситуации — «жизненные кризиса»; с точки зрения уровня риска — группы риска и группы высокого риска; с токи зрения адаптированности — адаптированные и дезадаптированные; с точки зрения размещения в социальном пространстве — маргинальные группы и т.д.. Каждая из таких групп занимают место в физическом и социальном поле П. Бурдьье. Для каждой из групп присуща исходная позиция выполнения своей социальной роли, а значит позиция в коммуникациях. Потребности в коммуникации выходят из потребности в удовлетворении потребностей. Согласно Маслоу, их иерархия определена, а значит должна быть найдены оптимальные модели коммуникации для их удовлетворения. Участие социальной работы в этих процессах определяются различными формами, методами, технологиями.

Коммуникация элемент системы социальной работы

При этом достаточно часто коммуникативный эффект не учитывается, поэтому социальная работа не достигает своих эффектов — изменения поведения как выход из кризисной ситуации. Исследователи социальной работы определяют коммуникацию элементом системы социальной работы, где действуют «коммуникационные каналы, объединяющие все другие элементы в единую целостную структуру», хотя при этом отмечают, что «сам по себе этот элемент не участвует в социальном процессе, но он создает необходимые предпосылки». Впрочем, социальная коммуникация в социальной работе является особой формой коммуникации. В отличие от формальных технологий, которые обычно используются в политике, она насыщена конкретным содержанием общественных потребностей.

В развитии коммуникативной парадигмы лежит взаимодействие ее субъекта и объекта в неравных статусах. Простая коммуникативная система включает три компонента: субъект, направляет свою активность; объект, на который направлена эта активность; сама активность, выступающая в форме информации, действий, становятся коммуникативным актом, действием. Действия проявляют себя в конкретной социальной ситуации, под которой понимается совокупность учета объективных и субъективных условий в различных дискурсах (мировоззренческом, психическом, культурном, правовом и т.д.).

В совокупности коммуникативных обменов, совместной деятельности формируется положительный социальный опыт индивида. Задачами социальной работы является предотвращение формирования негативных и создание положительных конструкции, влияющие на его самоопределение в социуме. Достигается это благодаря коммуникации с клиентом во время совместной деятельности по решению его проблемы.

Модели социального взаимодействия:

— Линейная модель, где социальный работник активно действует, а клиент пассивно воспринимает это действие;
— Интерактивная модель, в которой осуществляется обратная связь между социальным работником и клиентом;
— Трансакционная модель, которая обозначает многоканальное мультинаправленное взаимодействие с постоянной обратной связью.

Читайте также  «Хороший, плохой, злой» - психологические портреты боссов

Например, трансакционная модель взаимодействия социального работника с клиентом, его семьей, окружающие социальными учреждениями, входящими в круг проблем клиента. С точки зрения транзакций это предполагает постановку «каждый на место другого».

Участники социальной работы, которые с исходных позиций указанные понятием субъект представлены такими категориями как специалист (профессионал) и волонтер. Следует заметить, что в данном контексте профессионал отмечается не с точки зрения компетентности, а как человек, получивший профессиональную специальность. Дискуссия о профессионализме в социальной работе как способ оптимальным образом достигать результата идет не один десяток лет. Соответственно этому определенные модели, например конкурентная американская модель (проектная) и украинская профессиональная модель (традиционный).

Профессионал должен законодательно определенный диапазон действий, методик, технологий

Выход за пределы компетенции может поставить его в маргинальное состояние относительно профессионального общества. Таким образом, границы его инициативе имеют определенные границы, и соответственно ограничения в доступные.
Волонтер руководствуется, прежде всего, интересами, мотивами, потребностями, которые характеризуют его личностную позицию. Добровольное участие в социальном проектирование — скорее склонность, которые созрела после овладения ценностями, чем профессиональными компетенциями.

Потребность в бескорыстной помощи — это выход за установленные традициями профессионального подхода границами. Для каждой из этих групп присущи характерологические модели поведения. В достаточно упрощенной классификаций для клиентов пассивные, для профессионалов адекватные, для волонтеров активны. Безусловно, что существуют исключения, они могут быть достаточно яркими, как например движение социальной сети людей с ВИЧ / СПИДом, активность общественных организаций за качественные лекарства, экологии, но в целом в доминирует патерналистская модель, что приводит пассивность как социальное явление подчинения социальным стандартам. В свою очередь построенным по остаточному принципу распределения ресурсов.

Для каждой из групп присуща исходная позиция выполнения своей социальной роли, а значит позиция в коммуникациях

Отделяя структурные компоненты соответственно с точки зрения коммуникативной, перцептивной и интерактивной составляющей (по Г. Андреевой) в поле социальной коммуникации изолирует в понимании системной взаимообусловленности всех составляющих. Линейная классификация (по Аристотелю), хотя и предполагает диалог, не в полной мере отражает явление коммуникации с точки зрения действий участников коммуникации стереотипов традиций, техник давления, манипуляций технологий и других составляющих достижения желаемого результата для перемещения человека в нужные координаты физического и социального поля . Коммуникация в объеме существующих категорий не может рассматриваться односторонне.

Мы можем видеть, что не может привести к формализации, бюрократизации, быть защитным механизмом от социального взаимодействия. Ядро коммуникации система образовательным фактором в множестве связей над системы, системы и подсистем. В нем реализуется перцептивная и интерактивная сторона процессов коммуникации. Модель является отражением системы интра-и екставертивных процессов в которых интра-коммуникация потенциально значимым (например, с точки зрения невербального информативности), но не всегда она актуализированной потребностью в коммуникации. В частности клиент сознательно отказывается от обмена информацией, демонстрируя невербально отношение к коммуникативным намерений социального работника или волонтера.

Некоторые ученые предлагают использовать понятие «сценарий в коммуникации», определяя, что «сценарий в плоскости коммуникации определяет способы взаимодействия. Понятие сценарий достаточно употребляемое понятие, но как правило »предполагает заранее подготовленную ситуацию, тогда как в социальной работе множество ситуаций, которые определяются понятием« экстремальные ». Между тем, такой подход следует считать конструктивным для в разы создания набора сценариев
Эффективность коммуникации в различных сценариях основано на выявлении коммуникативного потенциала специалиста / волонтера и клиента по определенным в социальной политике механизмов социального взаимодействия.

Интерактивность в социальной работе

Интерактивность в социальной работе — основа коммуникационных модель, к какому бы типу она не принадлежала. При этом социальный субъект (специалист / волонтер) выступает посредником между системой социальной работы (государственной службой, негосударственной организацией) и клиентом. Интерактивность в таком случае определяет технику коммуникации. Например, специалист пытается создать модель коммуникации с клиентом через использование информации / действия на клиентский запрос. Специалист действует в соответствии установленной инструкции, принятой технологии.

В пределах своих полномочий он может принимать решения самостоятельно, или с учетом мнения организации. При определенной ситуации, например если решение проблемы выходит за пределы его компетенции он переадресует к другому специалисту, то есть выступает в качестве «брокера социальных услуг».

В общем понимании социальная коммуникация развивает идею самоуправляемой групповой социальной работы. Исходный принцип которой — вера в способности клиента решать свои проблемы самостоятельно. Роль специалиста по социальной работе заключается в вдохновение клиента действовать активно при защите своих прав.

Социальная работа предполагает поддержку клиента, членов его семьи, референтных к ним групп. Важными принципами является вера специалиста в клиента; формирование позитивного отношения клиента к себе; анализ реального представления об отношении к клиенту со стороны власти. Такая концепция базируется на теории неомарксизма, что предполагает понимание природы угнетения. Из таких принципов социальная работа отстаивает права клиента на социальную сопротивление.

Социальная коммуникацию

Следует отличать социальную коммуникацию как способ достижения социальных целей, технологии которых естественно должны быть усилены динамическими, гибкими, адекватными, инновационными, стабилизационным, трансформационными факторами, которые в теории коммуникации определяются как мутационные (положительные и нейтральные) процессы. Это позволяет социальной работе развиваться и не стать застывшими, формальными, неадекватными вызовам. А.Н. Холод так определяет это явление: «инмутация общества — это процесс формирования негативных установок личности и общества и их аксиологических систем и моделей (сценариев) поведения через все возможные социальные каналы».

В реальном социальном поле это свидетельствует о двустороннем отсутствии потребности к коммуникациям. Такая ситуация имеет достаточно примеров в социальной работе, что бы указывать как проблему. В социальной работе постмодернизма особое значение придается понятию дискурс. В широком смысле, он представляет собой сложное единство описания поведение, которое проявляется в доступных чувственному восприятию формах. Дискурс дает представление о участников коммуникации, их установки и цели, условия выработки, принятия и отражения сообщения.

Итак, в совокупности коммуникативных обменов, совместной деятельности формируется положительный социальный опыт индивида. Вероятно, что целью социальных коммуникаций социальной работы является предотвращение формирования негативных (инмутаций) и создание положительных конструкции (мутаций), влияющие на самоопределение в социуме каждого из актеров социальной работы.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *