Маркетинг образовательных услуг в системе высшего образования

Маркетинг образовательных услуг в системе высшего образования

Маркетинг образовательных услуг в системе высшего образования

Динамика изменений общественного развития и социально-экономических процессов производят изменения концептуальных основ и вариативность развития системы высшего образования, что вызывает необходимость формирования новых подходов к маркетинговой деятельности высших учебных заведений на основании научно обоснованного механизма предсказания, регулирования, приспособления к изменяющимся внешним условиям функционирования учебных заведений. Это требует всестороннего использования достижений современной управленческой науки и практики, которые должны соответствовать запросам потребителей и заказчиков образования.

Высшее учебное заведение предоставляет обществу образовательные услуги, потребителями которых являются физические субъекты (студенты, слушатели, аспиранты и т.п.) и одновременно предлагает продукты своей деятельности (выпускников — дипломированных специалистов) рынка труда, потребителями которого являются юридические субъекты (предприятия, организации и учреждения различных отраслей), которые формируют спрос и предъявляют его. Именно здесь проявляется двойственная природа деятельности вуза, которая вносит значительную путаницу в определение его продуктов, целевых рынков сбыта и групп потребителей.

Продуктом образовательной деятельности предлагается считать образовательную услугу, овеществленный в учебных программах, обеспеченных личностными и материально-вещественными факторами квалифицированной интеллектуальной рабочей силы (преподавательским составом).

Она включает в себя несколько элементов в соответствии с образовательно-квалификационного уровня определенной специальности, а именно:

  • образовательно-профессиональную программу;
  • образовательно-профессиональную характеристику;
  • учебную программу;
  • систему предоставления профессиональных навыков;
  • систему определения соответствия показателей качества высшего образования.
Читайте также  Коммуникативные эффекты социальной работы

Исследователи выделяют следующие фундаментальные свойства образовательной услуги:

— Нематериальность услуги, то есть она не имеет самостоятельного бытия и неощутимо;

— Неотделимость от продуцента и потребителя (процесс предоставления образовательной услуги преподавателем выступает одновременно начальным моментом их потребления студентами и получается неотделим от потребителя);

— Неспособность ее к хранению и транспортировке с целью последующей реализации;

— Неограниченность (потребность в самореализации человека никогда не может быть полностью удовлетворена, поэтому спрос на них неисчерпаемый);

— Неоднородность (услуги предоставляются каждому конкретному клиенту для реализации своих потенциальных возможностей и роста как личности);

— «Виртуальность» услуги (невозможность определения конечного результата, поскольку услуга не существует обособленно до момента ее предоставления).

Анализ научных источников свидетельствует, что по своему характеру образовательным услугам больше подходит термин «благо». Благо — это все то, что воплощает в себе определенную полезность (явление, предмет, продукт труда) и удовлетворяет определенную человеческую потребность и отвечает интересам, целям и устремлениям людей.

Удовлетворения человеческих потребностей

Удовлетворения человеческих потребностей происходит в результате приобретения и использования людьми товаров или услуг, которые приносят им пользу. А потому связанные с поиском и изобретением новых средств труда, организации общественной жизни, расширением и углублением объема научного знания, усложнением механизма творческой и потребительской деятельности людей.

Читайте также  Анализ проблем социально - демографической политики государства в сфере поддержки семей с детьми

Время различают индивидуального и коллективного потребителя образовательной услуги. Индивидуальный потребитель — лицо, нуждается в образовании. Индивидуальные потребители образовательных услуг нередко не способны оценить. Какие именно специалисты будут востребованы на рынке труда, не имеют четкого представления по программам, какими методами вести обучение.

Коллективный потребитель в сфере образования:

— организация, нуждается в образовании сотрудников для реализации целей и задач организации;
— общество (в лице государства или общественных организаций), которое нуждается в повышении образовательного уровня своих членов с целью социально-экономического и духовного развития общества.

Учитывая, что развитие образовательной системы обусловлено потребностями общества (социальный заказ). А также субъективными потребностями отдельной личности, образовательная услуга в системе высшего образования может быть определена как специфическое экономическое благо, предоставляемой личности для удовлетворения познавательных потребностей. Для создания предпосылок ее профессионального становления, а также для активной самореализации, самовыражении на индивидуальном и общественном уровнях.

Опираясь на отмеченное, целесообразно подчеркнуть, что образовательные услуги являются специфическими в отношении других нематериальных услуг. Так как последствия от потребления этих услуг является благом не только для индивида, но и для экономики и общества в целом.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *