Менеджмент педагогического персонала: структура, функции и технологии

Менеджмент педагогического персонала: структура, функции и технологии

Менеджмент педагогического персонала: структура, функции и технологии

Рассмотрены функции, классифицированы управленческие технологии в структуре менеджмента педагогического персонала и исследованы его специфику по сравнению с управлением педагогическим коллективом, управлением педагогическими кадрами, кадровой работой.

Смена парадигм образования и внедрения инновационных моделей управления учебными заведениями влияет не только на содержание критериев оценки педагогического труда, но и на управление ею. Это, в свою очередь, требует глубокого изучения теории и практики кадрового менеджмента с целью адаптации достижений науки к практике руководства педагогами в учебном заведении.

По сравнению с интенсивным развитием и значительными успехами менеджмента персонала в экономике, в образовании этот вопрос рассматривается преимущественно в системе управления школой. Актуальность исследования проблем по управлению педагогическим персоналом обусловлена ​​повышением роли человеческого фактора в управлении образованием, концентрацией внимания руководителей учебного заведения на поиск инновационных подходов к работе с педагогами и становлением такой отдельной науки, как менеджмент педагогического персонала. Целью статьи является краткий обзор предмета менеджмента персонала в образовании, выяснения сущности понятия «менеджмент педагогического персонала», разграничение в нем функций, описание и классификация управленческих технологий в системе работы с педагогами.

Поиск человеческих измерений эффективности управления человеческими ресурсами общеобразовательного учебного заведения активизировал и тематику прикладных исследований, среди которых:

— методический менеджмент,
— портфолио профессиональной карьеры,
— инновационные технологии обучения педагогов,
— формирование команды,
— применение экспертных и мониторинговых технологий для оценки компетенций учителей.

В образовательном менеджменте применяют такие понятия: управление педагогическим коллективом, управления педагогическими кадрами, кадровая работа. То есть, для определения совокупности педагогов общеобразовательного учебного заведения употребляются термины педагогический коллектив, педагогические кадры, педагогические работники. Каждый из этих терминов исследован и имеет свою специфику. В частности педагогический коллектив отличается социальной консолидирующей признаку, понятие педагогические кадры — профессиональной, педагогические работники — законодательной. По нашему мнению, педагогический персонал общеобразовательного учебного заведения — это группа учителей с соответствующей профессиональной образованием, сформирована на основе штатного расписания, с целью предоставления учебным заведением образовательных услуг в соответствии с действующими стандартами образования, главный интеллектуальный ресурс образовательной организации. Преимуществами этого срока является ориентация на ресурсный и персональный (личностный) характер штатного состава организации.

Читайте также  Анализ содержания обучения (рабочей программы) по дисциплине «Психология»

Современные концепции развития управления человеческими ресурсами

Если учесть современные концепции развития управления человеческими ресурсами и появление новой профессии на рынке труда HR-менеджеров, то можно утверждать о целесообразности применения и такого понятия как менеджмент педагогического персонала, трактуем как интегрированный процесс целеполагания и решения образовательных задач общеобразовательного учебного заведения, ориентированный на поиск оптимальных путей использования интеллектуального и личностного потенциала педагогов.

Управление по В.И. Масловим собой совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, скоординированных мероприятий, направленных на достижение определенной цели. Кроме классических функций (планирование, организация, контроль и корректировка) в настоящее время ученые признают появление целого ряда модернизированных функций: критериального моделирования, кооперации, организационно-регулятивные, оценочно-корригирующие, педагогический анализ, функции корпоративной культуры и др.

Менеджмент рассматривают как науку, искусство и управленческую деятельность. Если опираться на эту триаду, в менеджменте можно выделить следующие группы функций: с точки зрения науки — функции-задачи, с точки зрения искусства — функции-умения, и, принимая во внимание деятельное признак, функции-действия.
Поскольку, как отмечает В.И. Маслов, функции управления должны выполняться взаимосвязано, а не автономно, не изолированно друг от друга, то разделение функций менеджмента педагогического персонала достаточно условно. Каждая из функций осуществляется на основе применения технологий. Поэтому управленческие функции называют технологическими.

Общеизвестно, что управление педагогическим персоналом осуществляется на двух уровнях: управление коллективной деятельностью и деятельностью каждого учителя в частности.

Однако технологии руководства педагогическим персоналом существенно не отличаются. Их можно классифицировать следующим образом:

В порядке, регламентацией выполнения процесса управления: линейные, поисковые; технологии управления по отклонению, по результатам, по целям, по ситуации;

По сложности и характеру управленческого воздействия: многоцепные (использование серии взаимосвязанных задач, которые выполняются последовательно); посреднические (оказание услуг одними педагогами другим по решению конкретных задач); индивидуальные (с конкретизацией приемов, навыков и услуг по каждому учителя);

Читайте также  Сущность организации повышения квалификации у государственных служащих

По организационно-кадровым аспектом: кадрового планирования; оптимизации количества и структуры педагогов; регулирования трудовых отношений; разработки правил приема, расстановки и увольнения педагогических работников; структурирование труда учителя: содержания, организации, должностных обязанностей; оптимизации рабочего времени управления педагогическим нагрузкой и т.д.;

По структурно-функциональными параметрами: технологии планирования, организации, контроля, корректировки, прогнозирования, стимулирования, моделирования, принятия управленческих решений, самоменеджмента;
По средствам инновационного менеджмента: маркетинговые, инжиниринговые (проектно-консультативные услуги), реинжиниринг (технологии кардинальных изменений в условиях кризиса или развития), бенчмаркинг (внедрение педагогического опыта использования инноваций); бранд-стратегические (продвижение педагогических инноваций на рынке образовательных услуг), Фронтирование (захват рынка образовательных услуг и отстаивания своих позиций);

По инновационным компонентом: лично ориентированы, интерактивные, проектные, парсипативни, информационных, мультимедийных, технологии портфолио;

По культурологическим фактором: формирование корпоративной культуры педколлектива, согласование коммуникативных связей, моделирование организационной культуры учебного заведения;

По социальной составляющей: технологии повышения жизненной активности и социально-адаптивных возможностей человека, кризисной психологии, отслеживание общественных настроений, прогнозирования социальных нужд, управления конфликтами;

По деятельностного аспектом: организационно-реагирующие, профессионально продуцирующие, регулятивно-коррекционные, мотивационно-стимулирующие, психологически настраивая;

По дидактической направленности: дистанционные, глазные, самообразования.

Каждая из этих общих технологий включает частичные технологии, которые в свою очередь, представлены соответствующими процедурами и алгоритмами, что позволяет упорядочить отдельные действия и шаги с целью оптимизации интеллектуальных, моральных и материальных затрат при использовании трудовой активности педагогического персонала.

Выводы из исследования и перспективы дальнейших исследований в этом направлении

Итак, менеджмент педагогического персонала сегодня отделяется как отдельная научная отрасль со своей методологической, методической, иерархичной, нормативно-правовой составляющими. Сравнение специфики объектов в системе работы с педагогами направлено не только на различия понятий управления педагогическим коллективом, управления педагогическими кадрами, менеджмент педагогического персонала, кадровая работа, но и, наоборот, на интеграцию всех видов управленческого воздействия. Предложенная классификация технологий менеджмента педагогического персонала ориентирует на дальнейшую разработку методологического и методического обеспечения этих технологий для повышения эффективности управления педагогами.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *