Место институциональной системы в развитии человеческого капитала

Место институциональной системы в развитии человеческого капитала

Место институциональной системы в развитии человеческого капитала

С переходом к информационному обществу роль человека в хозяйственных процессах заметно возросла. Формирование конкурентоспособного человеческого капитала рассматривается как первостепенный залог развития и модернизации государства, поэтому все большее внимание акцентируется на роли человеческого капитала в ускорении экономического роста и прогресса.

Исследуя научные труды отечественных и зарубежных ученых замечено, что недостаточно разработанной остается проблема человеческого капитала в части ее развития в рамках институциональной системы.

Учитывая актуальность проблемы формирования конкурентоспособного человеческого капитала необходимо исследовать основные структурные компоненты данной экономической категории, процесс их развития и факторы влияния. Также необходимым является исследование влияния институциональной системы на развитие человеческого капитала.

Человеческий капитал — это комплексная экономическая категория, включающая в себя не только приобретении знания, опыт и умения, но и такие характеристики как здоровье, уровень культуры, коммуникативные и творческие способности, способность к быстрому освоению новых знаний и т.п.. Учитывая комплексность данной экономической категории, в экономической мысли не существует единого мнения относительно структуры индивидуального человеческого капитала. Традиционно, в структуре человеческого капитала выделяют компоненты в зависимости от сферы инвестиций, а именно в школьное образование, обучение на рабочем месте, здоровье, объем экономически значимой информации. Обращая внимание на фактор отчужденности активов в структуре человеческого капитала, Е. Самородова и И. Скобляков выделяют отчуждаемый и неотчуждаемый человеческий капитал. К отчуждаемых компонентам человеческого капитала И. Скобляков относит социальный, структурный, организационный и бренд-капиталы.

По нашему мнению, в структуре человеческого капитала следует выделять такие компоненты капитала:

— Здоровье,

— Культурно-нравственный,

— Трудовой,

— Интеллектуальный,

— Организационно-предпринимательский,

— Социальный капиталы.

В соответствии с этапами жизнедеятельности человека, а именно рождение, воспитание, получение общего образования, получения профессионального или высшего образования, период трудовой деятельности и пенсионный период.

Можно выделить и этапы формирования человеческого капитала:

— Формирование,

— Накопление,

— Воспроизведение,

— Этап пассивного использования.

Накопление человеческого капитала на всех этапах требует инвестиций в различных формах. Основными инвесторами выступают:

— Государство (правительство),

— Негосударственные общественные фонды и организации,

— Международные фонды и организации,

— Регионы,

— Образовательные учреждения,

— Предприятия,

— Семья и отдельные граждане.

Этап формирования охватывает период от рождения до трудоустройства лица, т.е. включает период воспитания, получения общего среднего образования и профессионального образования. В этот период формируются физические и ментальные способности человека, накапливаются общие и профессиональные знания, т.е. формируется человеческий потенциал, как исходная база развития человеческого капитала.

Этап накопления человеческого капитала непосредственно связан с его воспроизведением

Под накоплением следует понимать аккумулирования качественных характеристик лицом-носителем человеческого капитала в течение экономически активного периода жизни. Поскольку знания, навыки и другие составляющие человеческого капитала со временем не только накапливаются, но и стареют и теряют конкурентоспособность, необходимо осуществлять инвестиции с целью восстановления этих структурных компонент. Этап воспроизводства предполагает восстановление и развитие всех количественных и качественных характеристик человеческого капитала с целью повышения эффективности его использования, продление срока использования, а также повышение уровня конкурентоспособности. Этот этап охватывает период получения профессионального (высшего) образования и период трудовой деятельности. На данном этапе происходит формирование и воспроизводство основных структурных компонент человеческого капитала, поскольку в период трудовой деятельности лицо-носитель человеческого капитала не только использует и совершенствует ранее приобретенные навыки, но и приобретает новые, является ключевым фактором повышения конкурентоспособности работника.

Этап пассивного использования — охватывает период после трудовой деятельности. Лицо-носитель человеческого капитала не участвует в производственном процессе, ее человеческий капитал не используется и не приносит ей экономических и социальных эффектов. Человеческий капитал теряет свою значимость, а сам человек становится объектом социального обеспечения государства однако как субъективный фактор сохраняет свою активность в общественной жизни.

Читайте также  Моделирование управления качеством труда персонала предприятия

Рассматривая предпосылки формирования конкурентоспособного человеческого капитала на всех этапах, следует обратить внимание на то, что его качественный уровень определяется влиянием ряда факторов.

К факторам формирования и использования человеческого капитала относят:

— Демографические,

— Социально-демографические,

— Социальные,

— Экономические,

— Организационно-экономические,

— Экологические.

В. П. Антонюк выделяет демографические, социально-экономические, производственные, институциональные, социально-ментальные факторы формирования, развития и использования человеческого капитала. По мнению Г. В. Прошак основными факторами являются природные, экономические, институциональные, социальные.

По нашему мнению основными факторами формирования, накопления, воспроизведения и пассивного использования человеческого капитала является факторы:

— Демографические,

— Рыночные,

— Социально-экономические,

— Институциональные,

— Производственные,

— Социально-ментальные,

— Экологические.

К основным показателям оценки демографических факторов формирования человеческого капитала относят:

— Смертность и рождаемость,

— Ожидаемую продолжительность жизни при рождении,

— Миграцию,

— Темпы естественного прироста населения,

— Поло — возрастная структура,

— Численность экономически активного населения.

Демографические и экологические факторы прежде всего влияют на формирование естественной базы наращивание человеческого капитала — на численность и структуру населения, а также на состояние здоровья.

Рыночные факторы определяют конъюнктуру рынка труда в пределах региона или страны. Конъюнктура рынка труда влияет на процессы накопления и воспроизводства человеческого капитала через рыночные рычаги для обеспечения экономики соответствующими трудовыми ресурсами с необходимым уровнем квалификации.

Производственные факторы непосредственно связаны с рыночными и отражают характер и условия использования человеческого капитала в хозяйственных процессах.

Социально-экономические факторы определяют уровень и условия жизни человека-носителя человеческого капитала, предпосылки наращивания человеческого капитала в контексте компонент образования и здоровья.

Институциональные факторы влияют на процессы формирования всех составляющих человеческого капитала в рамках институциональной среды существования человека-носителя.

Особенности демографических факторов

Следует отметить, что демографические факторы имеют экстенсивный характер воздействия на человеческий капитал и прослеживаются на уровне национального человеческого капитала. Социально-экономические и социально-ментальные факторы имеют интенсивный характер влияния на качественные характеристики человеческого капитала на всех его структурных уровнях. Влияние рыночных, производственных, институциональных и экологических факторов на человеческий капитал может иметь как интенсивный так и экстенсивный характер и прослеживается на всех структурных уровнях человеческого капитала.

</h4> позволяет выделить факторы доминантного влияния. По нашему мнению к таким факторам следует отнести группу институциональных факторов, поскольку, эффективное функционирование институциональной системы обеспечивает рациональное использование и развитие всех имеющихся ресурсов и активов государства, стимулирует ее экономическое и социальное развитие. Учитывая, что конкурентоспособность и качество человеческого капитала на всех структурных уровнях в значительной степени зависит от сформированности и эффективности институциональной системы, выдвижение гипотезы о доминантное влияние институциональных факторов на развитие человеческого капитала является целесообразным.

Недостаточная сформированность соответствующих институтов

Слабость или недостаточная сформированность соответствующих институтов, ориентация их на «поиск ренты»  деструктивно влияют на процесс формирования человеческого капитала. Поэтому, формирования и функционирования эффективной институциональной системы является одним из ключевых факторов развития человеческого капитала. Создание предпосылок для формирования эффективной институциональной системы является результатом действия таких факторов, как гомогенность общества, наличие традиций «буржуазной демократии», относительная непродолжительность периода тоталитаризма и, соответственно быстрое восстановление института частной собственности, ориентация общества на западные ценности. Также, следует отметить, что функционирование эффективной институциональной системы на региональном уровне зависит от степени ее сформированности и разработанности на национальном уровне.

На примере рыночных институтов В. С. Лисин рассматривает необходимость эволюционного формирования институциональной системы общества. Соглашаясь с автором в этой части утверждения, мы считаем, что стремительный, экстенсивное формирование институциональной системы развития человеческого капитала не способно создать достойную среду его формирования, поскольку стремительное создание новых институтов не дает возможность существующим институтам приспособиться к новой среде и наладить продуктивный связь с новыми институтами. А. М. Алимов, А. И. Даниленко, В. М. Трегобчук, В. С. Лисин и К. Э. Яновский обращают внимание на необходимость учета национально-культурных, социальных, экономических и исторических особенностей общества при имплантации иностранных институтов, поскольку опыт многих стран свидетельствует, что импорт одинаковых, относительно апробированных институтов создавал как положительные так и отрицательные эффекты в разных странах. Соглашаясь со взглядами отечественных и зарубежных ученых, мы считаем, что институциональная система развития человеческого капитала должна формироваться эволюционным путем. Реформирование институциональной системы и импорт новых институтов следует осуществлять не по иностранных или «эталонных», идеальных теоретических моделей, оторванных от практики, а в соответствии со сложившимися в определенном государстве традиций и реалий.

Читайте также  Управление персоналом в сфере государственной службы

Все структурные компоненты человеческого капитала формируются на определенном этапе жизненного цикла человека под влиянием совокупности институтов. На каждом этапе можно выделить группу институтов доминантного влияния на формирование человеческого капитала.

Формирование человеческого капитала начинается на этапе рождения

Поскольку на данном этапе формируется капитал здоровья, как основа накопления человеческого капитала на всех этапах. Наибольшее влияние на формирование человеческого капитала на этапе рождения имеют институты здравоохранения, поскольку потенциал здоровья формируется еще в эмбрионной период.

На этапе воспитания, получения общего, профессионального или высшего образования происходит формирование мировоззрения и базовых, а затем и профессиональных знаний.

Ведущую роль на данных этапах играют институты образования, как среда получения знаний, протоинститута семьи и домохозяйства, как среда формирования личных качеств и жизненных ценностей.

Трудовой период — это период непосредственного привлечения человеческого потенциала в производственный процесс, в результате чего потенциал конвертируется в капитал. Важную роль на данном этапе играет вся группа экономических институтов, как среда реализации человеческого капитала, а также институты образования, предоставляют возможность повышать квалификацию и приобретать новую. Стоит подчеркнуть роль регулирующих институтов, создающих правовое поле, отслеживают соблюдение законов и правил поведения, поскольку от эффективности их функционирования и адекватности регуляторных мер зависит состояние всей институциональной системы. Учитывая то, что от эффективности функционирования институтов здравоохранения зависит продолжительность экономически активного периода жизни, как периода активной реализации человеческого капитала, считаем целесообразным отнести данную группу институтов к институтам доминантного влияния на развитие человеческого капитала.

Итак, в результате проведенного исследования было выявлено, что к институтам доминантного влияния на развитие человеческого капитала следует отнести институты здравоохранения, образования и науки, властно-регулирующие и экономические институты.

Анализ институциональной системы страны

Анализируя институциональную систему страны, можно утверждать о институциональный кризис, сложившейся в стране. Современная институциональная система представляет собой комплекс рудиментарных институтов советского типа, модернизированных с целевой ориентацией на решение новых функций и преодоления современных вызовов. Отсутствие общенациональных целей по развитию человеческого капитала, обособленная деятельность институтов образования и рынка труда, недоинвестирование социальной сферы, кризис институтов семьи, школы, здравоохранения, культуры — все эти явления деструктивно влияют на развитие человеческого капитала.

Исследовав процесс развития человеческого капитала мы обнаружили, что факторами доминантного влияния на всех этапах являются институциональные факторы. Формирование конкурентоспособного человеческого капитала в стране в современных условиях невозможно учитывая несформированность и слабость институциональной системы.

Перспективы дальнейших исследований необходимо наметить в русле оценки детерминант зависимости формирования компонент человеческого капитала от процесса становления институциональной системы страны.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *