Методика оценки эффективности персонала организации

Методика оценки эффективности персонала организации

Методика оценки эффективности персонала организации

На современном этапе развития бизнес — технологий ключевыми ресурсами любой организации на одном уровне с технологическими, техническими, финансовыми, информационными выступают человеческие ресурсы.

В течение своего развития организации переживают череду кризисов связанных с проблемами в одной или нескольких сферах ее деятельности, однако выход из кризиса, которая касается персонала, — является самым сложным, поскольку обычно наступление кризиса в данной сфере трудно диагностируется. С этой целью нужно проводить постоянный мониторинг состояния человеческих ресурсов в организации путем проведения комплексной оценки уровня эффективности персонала организации.

С ростом внимания к стратегическому развитию организации, в начале ХХ ст. в компаниях США появились первые формализованные системы оценки персонала, основанных на стратегических задачах организации:

— performance appraisal — оценка эффективности работы персонала;
— performance evaluation — оценка эффективности работы персонала путем оценки выполненной работы;
— performance assessment — оценка производительности деятельности организации.

Управление результативностью или управление по целям

В 1960 — 1970гг. на основе первых системных методик оценки персонала была разработана комплексная методика оценки персонала, и на сегодня считается универсальной Management by Objectives (MBO) (управление результативностью или управление по целям). Данная методика заключается в формировании списка ключевых задач, целей, критериев работы для каждого сотрудника в едином стандартизированном виде. Стандарт включает название, описание и весомость задачи, планирование фактических показателей его выполнения с указанием соответствующих единиц измерения в общем списке задач объекта управления. В данном случае важно, чтобы каждое задание было измеряемым. Рекомендуется цели и задачи определять по принципу SMART. После окончания утвержденного периода производится расчет уровня выполнения задач как для каждого сотрудника, так и для организации в целом.

Читайте также  Отбор персонала для чистых помещений

Основной недостаток данной методики заключается в пренебрежении оценке затраченных ресурсов для выполнения задания или цели.

С развитием систем оценки персонала предприятия и повышением роли личных и профессиональных качеств работника в определении эффективности его работы в 80 -е гг. начинает совершенствоваться система Management by Objectives (MBO), на смену которой приходит Performance management — масштабная система оценки персонала предприятия, уже направлена не только на оценку результата, а и на учет средств, которыми был этот результат достигнут. То есть через личные и профессиональные качества работника. Основной недостаток данной методики заключается в высокой степени субъективности его проведения.

Методика «360 градусов»

В 1980-1990 -е гг появляется методика «360 градусов», которая позволяет повысить степень объективности, по сравнению с предыдущей системой.

Повышение объективности оценки этой методике происходит за счет того, что в опросе принимают участие коллеги, руководители, подчиненные и клиенты сотрудника. Сама процедура оценивания проходит в несколько этапов: определяются критерии оценки, составляются анкеты, проводится анкетирование, в конце анализируются результаты и разрабатывается план развития недостаточно развитых компетенций. Главное правильно выбрать критерии оценки, которые не могут быть одинаковыми для разных должностей. Существенный недостаток данной методики заключается, в сложности обработки информации.

Читайте также  Хедхантинг и защита от него

Существенным ограничением применения данной методики является то, что ее применение возможно только в зрелых компаниях с постоянной организационной структурой, уже имеют действующие системы оценки персонала на предприятии.

Обязательным условием применения данной методики на предприятии является осведомленность сотрудников о работе друг друга и проведения по меньшей мере 0,5-1 ч в совместной работе ежедневно.

agenstvo_personal_prestiz_011

Одновременно с методикой «360 градусов» в странах Западной Европы в менеджменте начинается активное использование ассесмент — центров (Assessment Center), которые основаны на комплексной оценке персонала по компетенциям.

Эта методика включает:

— интервью с экспертом, психологические и профессиональные тесты;
— краткую презентацию участника перед экспертами и другими участниками;
— деловую игру;
— биографическое анкетирование, описание профессиональных достижений, индивидуальный анализ конкретных бизнес — ситуаций; экспертный надзор по результатам которого составляются рекомендации для каждого сотрудника.

В России традиционно применяется методика оценки персонала — аттестация. К сожалению она многими недооценена, поскольку по своей сути имеет много общего с методикой Performance management. Однако имеет ряд присущих только ей недостатков таких, как: лишняя формализованность и регламентированность. Оценка такой методике сотрудников, должности которых обязывают проходить аттестацию, отсутствие единого стандарта для должностей, что сужает круг применения к бюджетным организациям.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *