Механизмы государственного регулирования занятости населения

Механизмы государственного регулирования занятости населения

Механизмы государственного регулирования занятости населения

В условиях глобализации мировой экономики приоритетное значение приобретает развитие человеческого фактора как неотъемлемой составляющей обеспечения конкурентоспособности экономики. В условиях инновационного направленного развития развитых экономик именно получения конкурентных преимуществ, связанных с эффективным использованием человеческих ресурсов, выступает залогом успеха в конкурентной борьбе. Необходимым условием продуктивного использования трудоресурсного потенциала страны в условиях кризисных явлений в мире становится именно обеспечение последовательной государственной политики по стимулированию развития национального рынка труда.

Отсутствие системных исследований по данной проблеме обусловливает актуальность темы и определяет объективную необходимость исследования государственного механизма регулирования занятости с определением принципов его формирования. Прежде всего, это касается анализа функций государства на рынке труда в условиях усиления открытости национальных экономик.

Однако в течение всего периода после начала экономических реформ государство так и не смогла сформулировать целостную концепцию регулирования занятости, сосредоточивая основные усилия преимущественно на одной составляющей — регулировании масштабов официальной безработицы.

Учитывая, что основной оборот рабочей силы происходит в сфере низкоквалифицированной и мало оплачиваемой работе, такое регулирование происходит за счет содействия малоэффективной занятости.

Итак, несмотря на разработку Программы социально-экономического развития, Основных направлений реализации государственной политики занятости и территориальных программ занятости, государство практически не имеет долгосрочной стратегии и действенных механизмов, которые могли бы принципиально изменить ситуацию на внутреннем рынке труда и повлиять на мотивацию трудовых мигрантов.

Учитывая значительную подвижность социально-экономических процессов, определяющих соотношение спроса и предложения на рынке рабочей силы и изменчивость приоритетов его развития, поиск направлений совершенствования механизмов влияния государства на эффективность занятости населения является актуальным, что и определило тему исследования.

Механизм государственного регулирования занятости населения

Определение путей совершенствования механизма государственного регулирования занятости населения и активизации государственной и региональной политики в этом направлении.

В условиях социально ориентированного развития экономики особую роль играет подсистема государственного регулирования занятости населения, главными элементами которой являются субъекты, объекты, методы и средства воздействия. Большой удельный вес в этом механизме занимают органы государственной власти (Министерство социальной политики, Государственный центр занятости, органы местной власти), которые должны заниматься формированием и реализацией программ государственной политики занятости.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития мирового хозяйства изменяется и значение роли государства: оно характеризуется уже не степени его вмешательства в рыночный механизм, а участием в обеспечение внутренних и внешних условий эффективного функционирования экономики страны. Причем в условиях международной экономической конкуренции, эффективной является государство, главным приоритетом которой является отстаивание национальных интересов и гарантии экономической безопасности. Показателем эффективности является соотношение открытости экономики страны и поддержка производителей на внешнем и внутреннем рынке.

Государство регулирует рынок труда, несмотря как на приоритеты экономического роста международного разделения рабочей силы, предоставляют возможность проанализировать и выявить тенденции в миграционных процессах рабочей силы, а соответственно — обеспечить объективную кадровую политику, возможности отраслевого распределения рабочей силы в зависимости от потребностей общества, так и факторы политического характера.

Система государственного регулирования занятости населения формируется на микро-, мезо-и макроуровнях

На первых двух и некоторой степени на третьем уровнях направления государственного политики занятости должны быть такими:

— Согласование социальной, миграционной, демографической политики с целями и приоритетами политики занятости;

— Согласование структурной, инвестиционной, финансово-кредитной, внешнеэкономической политики с системой целей политики занятости;

— Обеспечение социальной поддержки незанятого населения.

Результативность политики государства на рынке труда невозможна без разработки эффективных мер регулирования сферы занятости на всех уровнях.

На макроуровне к основным задачам политики занятости можно отнести:

— Минимизацию оттока квалифицированных кадров за рубеж, содействие занятости мигрантов, регулирование трудовых доходов;

— Регулирование качественных характеристик населения трудоспособного возраста;

— Государственную поддержку развития среднего бизнеса;

— Регулирование внешнеэкономических связей;

— Решение проблем с кредитованием, дотациями, субвенциями, налоговыми льготами направленными на поддержку и развитие, создание эффективных рабочих мест в различных отраслях экономики.

В задачи мезоуровня необходимо отнести основные приоритеты государственной службы занятости.

Речь идет о направлениях регулирования:

— Повышение качества рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку;

— Целевая поддержка создания новых рабочих мест;

— Организация профессионального обучения, профориентации и профконсультации;

— Организация временной занятости и прочее.

На микроуровне политика занятости должна обеспечиваться следующими средствами:

— Активизацией самозанятости;

Читайте также  Маркетинг Event - агентств

— Развития системы управления персоналом на предприятии, которая бы обеспечивала сохранение занятости работающих.

Одним из главных направлений государственного регулирования выступает разработка и осуществление активных программ на рынке труда. Кроме того, такие программы дают безработным возможность заработать стаж, облегчает решение задачи поиска работы на рынке труда, а также является основой для выбора будущей профессии или помогает при осуществлении переквалификации.

Критериями эффективности работы органов государственной службы занятости является повышение их роли в организации рынков труда — национального, регионального, местного, а также степень удовлетворения спроса, как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей. Для указанных целей применяется статистическая информация и административные данные самой службы занятости, которые дают представление о зарегистрированном рынке труда.

Именно в государственной службе занятости аккумулируется информация, которая охватывает различные источники данных:

1. Данные предприятий, учреждений, организаций о потребности в работниках и количество высвобожденных работников;

2. Данные центры занятости как исполнительных органов обязательного государственного социального страхования на случай безработицы:

3. Объемы финансирования мероприятий социальной защиты от безработицы;

4. Численность и движение незанятого населения, которое находилось на учете как безработные и ищущие работу;

5. Активные меры по социальной защите от безработицы.

На основании указанной системы источников информации разрабатываются следующие основные показатели зарегистрированного рынка труда:

— Численность, движение и характеристики незанятых граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости, а также из их числа количество лиц, получили официальный статус безработных (зарегистрированных безработных);

— Причины незанятости лиц, состоящих на учете;

— Продолжительность зарегистрированной безработицы;

— Уровень зарегистрированной безработицы;

— Спрос на рабочую силу на зарегистрированном рынке труда (потребность в работниках) по категориям рабочих мест, профессиональными группами, видами экономической деятельности — количество свободных рабочих мест (вакантных должностей), сообщенных работодателями государственной службе занятости;

— Нагрузка на одно рабочее место (вакансию) по категориям рабочих мест и профессиональным группам;

— Трудоустройство незанятых граждан по категориям рабочих мест и видам экономической деятельности;

— Уровень трудоустройства;

— Объемы высвобождения работников по экономическим причинам по категориям рабочих мест и видам экономической деятельности;

— Организация и проведение общественных работ;

— Профессиональное обучение;

— Размер пособия по безработице.

Движение количества незанятого населения на учете государственной службы занятости представлен административными данными о количестве незанятых граждан, которые:

— Состоящих на учете на начало или конец отчетного периода;

— Зарегистрированных или снятых с учета в течение отчетного периода;

— Состоящих на учете в службе занятости на протяжении отчетного периода.

Рынок труда развивается под влиянием политических, экономических и социальных реформ для которого были характерны положительные тенденции постепенного роста объемов занятости и сокращения безработицы.

Считаю необходимым для улучшения ситуации на рынке труда провести на уровне государства:

— Определение отраслей, где предусмотреть увеличение производства товаров и услуг приоритетного развития, в том числе соответствующим расширение сферы приложения труда;

— Обеспечение инвестиционного пакета по определенным отраслям;

— Формирование кредитной политики направленной на развитие отраслей и территорий;

— Совершенствование налоговой системы;

— Совершенствование системы профессионального образования на требования экономики динамично изменяется (инновационные системы обучения профессиональным навыкам);

— Реформирование системы оплаты труда, как фактор мотивации к занятости и формирования потребительского спроса населения;

Рынок труда, эффективно функционирует, должен иметь разветвленную и действенную инфраструктуру, способную применять различные организационные формы и методы обеспечения занятости населения и его социальной защиты. Основными составляющими инфраструктуры рынка труда является государственная политика в сфере занятости, нормативно-правовое обеспечение, государственная служба занятости, центры профессиональной ориентации и обучения, коммерческие биржи трудоустройства, профсоюзы, союзы работодателей, компьютерная сеть.

Итак, исследования механизма государственного регулирования занятости населения показывает, что в настоящее время он включает:

— Систему правовых инструментов (законов, норм, правил, законодательных актов и нормативно-правовых документов), регулирующих сферу социально-трудовых отношений;

— Инструменты финансово-кредитной политики (источники формирования Фонда общеобязательного социального страхования на случай безработицы и порядок их использования), направленные на реализацию программ занятости и поддержку населения, временно не работает;

— Инструменты инвестиционной и налоговой политики, которые предусматривают экономическое влияние государства на работодателей, а также на количественный и качественный состав рабочей силы в хозяйственном комплексе;

Читайте также  Проблемы и последствия безработицы на современном рынке труда

— Средства государственной системы трудоустройства с развитой сетью центров занятости, которые регулируют движение трудовых ресурсов, обеспечивают трудоустройство незанятого населения и организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с учетом потребностей рынка труда и конкретного работодателя;

— Средства системы государственного контроля за соблюдением принятых и действующих правовых, экономических и организационных условий содействие продуктивной занятости населения.

Состав инструментария законодательно-правового механизма является достаточным, однако его состояние требует соответствующего совершенствования в направлении формирования совершенной правовой базы государственного регулирования занятости населения и обеспечения ее реализации.

В отличие от европейского законодательства, которое предусматривает письменное информирование работника о правилах внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, вознаграждения по итогам работы за год, договоренности о графике отпусков и т.д., в отечественном трудовом законодательстве такой обязанности для работодателя не предусмотрено. Юридическая неоформленность трудовых отношений фиксируется на многих предприятиях. А это значит, что не все постоянные работники предприятий защищены с правовой точки зрения. Государство не может защитить трудовые права работников, если они не зафиксированы в письменной форме.

Развитые трудовые отношения невозможны без существования организаций, выступающих от имени наемных работников и защищают их интересы как социальные амортизаторы. Традиционно ими являются профессиональные союзы — организации, объединяющие связанных общими социально-экономическими интересами работников. Сегодня профсоюзы — единственная массовая общественная организация, которая осталась в стране еще с советских времен.

Эффективная организация регулирования занятости предусматривает создание такого механизма, который отвечает современным требованиям по обеспечению комплексного решения задач, стоящих перед службой занятости.

К основным проблемам государственного регулирования занятости населения можно отнести:

1. Низкие стандарты труда снижают экономическую активность населения, усиливает циклическая безработица, которое совпало с мировым кризисом по которому приходит безработицы институциональное.

2. С переходом к рыночной экономике ошибочно были разрушены основы национальной системы анализа, оценки и прогнозирования рынка труда.

3. Отказ от инструмента государственного заказа и распределения специалистов в пользу рыночных регуляторов спроса, предложения привели к дисбалансу рынка труда, оторванности системы образования от реальных потребностей национальной экономики.

4. Отказ от единой тарифной сетки, системы нормирования труда привела к потере связи заработной платы с конечными результатами труда.

5. Организационная структура управления рынком труда рассчитана на текущее регулирование ситуаций и не предусматривает прогнозирования состояния рынка труда, разработку стратегических планов, анализ и контроль их выполнения, текущее корректировки, изучение региональных диспропорций на рынке труда и формирования политики трудовой межрегиональной миграции.

Первоочередными мерами государственной политики занятости должны быть:

— Внедрение системы долгосрочных прогнозов спроса на рабочую силу по профессиям и формирование по результатам прогнозирования государственного заказа на подготовку квалифицированных кадров;

— Устранение непрозрачности и тенизации трудовых отношений;

— Пересмотр стандартов труда;

— Формирование украинской профсоюзов как подлинного социального института.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов и рекомендаций, имеющих теоретическое и практическое значение

1. Исследовано, что механизм регулирования занятости населения как в условиях постоянной экономики, так и в условиях новых вызовов и существенных угроз экономическому развитию страны является достаточно сложным, поскольку он сочетает рыночный механизм саморегулирования процессов, которые происходят на рынке труда и систему мер государственного регулирования занятости .

Проведенный анализ наиболее известных подходов развития рынка труда и занятости населения, которые нашли распространение в мировой экономической среде, дает основания утверждать, что они лишь характеризуют отдельные элементы рынка труда, но не дают полной и адекватной картины механизма его функционирования, ни концепция в полной мере не может быть применена при оценке рынка труда и занятости населения.

2. Определено, что регулирование уровня занятости является процессом сознательного, целенаправленного воздействия государства на условия использования рабочей силы с помощью мер экономического, административного, законодательного, организационного и социального плана. При этом законодательные и административные меры имеют преимущественно регламентирующий характер, экономические, социальные и организационные — стимулирующий.

3. Аргументируется вывод, по которому важной причиной существования проблем в сфере занятости является слабое учета в программах государственного и регионального уровней особенностей развития регионов.

В решающей степени преодоления сложившейся ситуации зависит от способности Государственной службы занятости и ее региональных структур использовать адекватные нынешней ситуации методики диагностики состояния занятости на рынках труда.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *