Молодежное инновационное предпринимательство как национальная доктрина модернизации экономики

Молодежное инновационное предпринимательство как национальная доктрина модернизации экономики. В условиях модернизации экономики страны происходит качественный переход к модели «экономики знаний», где инновации меняют сырьевые материалы, которые были доминантным фактором прошлой индустриализации. Критическая масса молодых предпринимателей — инноваторов с их способностью к активной инновационной деятельности способствует социально-экономическим и технико-технологическим изменениям, что особенно актуально для углубления развития постиндустриальных тенденций в отечественной экономике. При таких условиях возникает необходимость построения доктрины становления молодежного инновационного предпринимательства в стране на рубеже финансовых кризисов и перехода к стабильному развитию.

Вместе с тем, имеющиеся наработки отечественных и зарубежных ученых не содержат постулатов, которых должна придерживаться государство за для создания благоприятных условий развития молодежного инновационного предпринимательства, реализации преобразований малого и среднего бизнеса как основы для инноваций и начала предпринимательства молодежью с незначительными капиталовложениями. Именно поэтому возникает необходимость углубленного исследования поэтапного формирования инновационного потенциала молодежи в стране, степень использования которого в ближайшем будущем будет определять уровень развития государства.

Охарактеризовать современные предпосылки и основы формирования доктрины развития молодежного инновационного предпринимательства в условиях борьбы с молодежной безработицей и переходом к модели «экономики знаний».

В современных условиях молодежное предпринимательство довольно важным элементом формирования среднего класса, а потому его поддержка должна стать основной задачей государственной политики.

Государство же должно привлекать к самостоятельной предпринимательской деятельности свободную рабочую силу. Это возможно:

— В законодательном аспекте — путем законодательного закрепления понятий «молодой предприниматель», «молодежное предпринимательство»;

— В экономическом аспекте — путем либерализации ведения хозяйственной деятельности — уменьшение количества обязательных процедур налогового и бухгалтерского учета и упрощения правил проверок условий лицензирования, сертификации и других норм технического регулирования;

— В образовательном — путем преодоления отдаленности системы образования от условий бизнеса в стране, организации профориентационной работы на уровне учебных заведений разного уровня, регулировании и планировании государственного заказа, прогнозировании потребности специалистов и т.п..

Государственная политика развития малого предпринимательства должно стать толчком к децентрализации и деконцентрации власти, смещением акцентов с национального уровня на уровень местного самоуправления и местной власти.

Именно поэтому провозглашение важнейших приоритетов развития молодежной политики является стратегической задачей государства. Успешная реализация провозглашенных приоритетов приведет к качественным изменениям в обществе, модернизации всех сфер общественной жизни.

Однако, на протяжении всех лет независимости государства власть только декларировала свое партнерство с бизнесом, а не осуществила решительный шаг, который бы существенно улучшил условия ведения бизнеса в стране. Институты и программы поддержки предпринимательства, которые есть в стране, направлены, главным образом, на решение второстепенных, а не ключевых проблем развития бизнеса. Они, скорее, создают видимость сотрудничества между бизнесом и властью и часто на самом деле просто отвлекают от решения главных проблем.

Оценка количественного состава социальных слоев указывает на то, что это уровень безработицы молодежи является наивысшим. Кроме того, молодые люди сталкиваются с проблемами так называемого «первого трудоустройства», поскольку не имеют опыта работы. Проблема с молодежным предпринимательством в нашей стране системная. Для поддержки предпринимательства нужно провести реформы в сфере налогообложения, системе образования, в целом реформировать государственный подход к этой проблеме.

Таким образом, предлагаем следующие основные задачи развития молодежного предпринимательства:

1. Содействие развитию предпринимательского сектора как неотъемлемой части экономики.

2. Адаптация молодежи к условиям рыночной экономики.

3. Создание условий для активизации молодежного предпринимательства.

4. Введение эффективных механизмов сотрудничества органов государственной власти и общественных объединений молодых предпринимателей для решения социально-экономических проблем.

5. Совершенствование инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства, элементы которой оказывают информационно-консультационную и методическую помощь в создании и функционировании субъектов предпринимательства.

6. Расширение возможностей молодежи для получения кредитов и инвестиций на осуществление предпринимательской деятельности.

7. Уменьшение социально-психологической напряженности среди молодежи.

Появление доктрины развития молодежного предпринимательства и борьбы с молодежной безработицей является ответом на потребности настоящего в реформировании молодежной политики. Инновационный характер доктрины призван обеспечить последовательную разработку концепций, стратегий, политических рекомендаций, программ действий Правительства, местных органов власти и общества, направленных на реализацию ее положений.

Политика развития молодежного предпринимательства

При правильной государственной политики развитие молодежного предпринимательства будет способствовать уменьшению безработицы среди молодежи, а соответственно и социальной напряженности.

Современная молодежь имеет гораздо больше возможностей для реализации чем поколение их родителей во времена советской власти. Прежде всего это касается реализации предпринимательских способностей молодых людей. Однако, к сожалению, достаточно небольшое количество молодежи может начать осуществление своей предпринимательской деятельности. По статистическим подсчетам не более 8-10% молодых людей являются предпринимателями. При этом, как утверждают социологи, среди молодежи постоянно растет коэффициент социальной напряженности. Суть этой причине обусловлена ​​экономическими проблемами, возникшими на фоне экономического кризиса и сдерживают развитие молодежного предпринимательства.

Неразвитость инфраструктуры, разрозненность предпринимательской деятельности, слабая информированность о специализированных общедоступные организации по предоставлению учебных, консультационных и информационных услуг препятствует становлению цивилизованного предпринимательства, оставляя предпринимателя один на один с множеством сложных экономических, финансовых, технологических, организационных вопросов.

Политика в сфере молодежного предпринимательства

При формировании политики в сфере молодежного предпринимательства важное внимание следует уделять инновационному развитию, в частности довольно актуальным является поддержка молодых предпринимателей, работающих в сфере информационно-коммуникативных услуг.

Читайте также  Информационное обеспечение на рынке труда

Наряду с этим, по расчетам вице-президента по технической стратегии Microsoft, рост IT-рынка ежегодно составляет 25-30%, а именно поэтому в нашей стране сейчас наблюдается активнее инвестирования в базовую инфраструктуру. Поэтому страна сейчас готова к большому скачку в экономике через высокий уровень образования. Отечественная экономика, опираясь на информатизацию, может еще долгие годы демонстрировать мощный рост.

Главным сектором инновационной деятельности молодых предпринимателей в стране является сфера социальных и информационно-коммуникационных услуг. Поэтому актуальным является определение понятия «молодежное инновационное предпринимательство», которое, на наш взгляд, является интеллектуальной деятельностью инициативных, творческих индивидов (до 35 лет) с целью производства новейших экономических благ, получения прибыли (дохода) на основе эффективного использования экономических ресурсов.

Предпосылкой ускоренного развития молодежного инновационного предпринимательства в стране является активное формирование личности предпринимателя, поскольку согласно теории «врожденных способностей» считается, что генетическую предрасположенность к предпринимательству проявляет не более 5-7% от населения страны. Однако такой взгляд остро критикуют, потому предпринимательский талант, как показывает практика и эмпирические исследования, можно формировать через систему профессионального образования у людей, мотивированных предпринимательством.

Предпринимательство — это проявление человеческой активности

Поскольку экономика страны является рыночной, то важное значение приобретает создание благоприятных условий в обществе для появления широкого слоя предпринимателей. Предпринимательская деятельность — это прежде всего проявление человеческой активности. Основой активности является мотивация. Исследование мотивационных побуждений к предпринимательству в информационных обществах свидетельствует, что мотивы заработать деньги, достичь собственного материального благосостояния имеющиеся в системе стимулов к предпринимательству, но играют лишь вспомогательную роль.

Граждан предпринимательство привлекает как возможность действовать самостоятельно, возможность проявить себя и свои способности, а также путь достижения высокого уровня жизни. Студенческая молодежь, как утверждают результаты нашего исследования, в основном стремится к самостоятельности, 25% опрошенных хотят зарабатывать себе на жизнь, 21% — получать высокий доход.

Итак, в экономически развитых странах молодые люди идут в предпринимательство для собственной сатисфакции и удовольствие, а в нашей стране всего для достижения высокого уровня жизни, улучшения своего материального положения.

Предпринимательство как инновационный процесс обеспечивает более высокий уровень экономического развития страны

Предпринимательские инновации позволяют раскрыть творческий потенциал молодого человека, потому что его реализации способствует инновационный тип поведения, основанный на целенаправленности действий, направленных на результат и достижения поставленной цели. Для инновационного поведения характерно расширение задач и целей творческого процесса, выход за пределы традиционного. Проявления творчества в предпринимательстве — это инновации, которые создают новых потребителей и новые рынки, а значит, обеспечивают рыночное лидерство.

Высшее образование в области предпринимательства в можно можно получить в государственных и негосударственных учебных заведениях. Кроме того, распространяется получения бизнес-образования как второго или третьего высшего образования. Прослойка молодежи сегодня учится также в различных европейских странах, стажируются, практикуют и преподаватели высших учебных заведений. Это также способствует расширению предпринимательской образованности молодежи. Мировой опыт по ответственности бизнеса за подготовку молодежи к предпринимательству является важным подспорьем в области распространения и улучшения качества национальной предпринимательской образования и приближения ее к требованиям современной практики.

Ответственность бизнеса за подготовку кадров и в стране

Считаем, была бы целесообразной реализация идеи ответственности бизнеса за подготовку кадров и в стране. Такая идея воплощена, например, в США в виде Закона «О партнерстве в производственном обучении», в Великобритании наблюдается также тенденция перехода от общего шефства и меценатства в решительного вмешательства непосредственно в учебные программы, в техническое обеспечение обучения и т.д.. Например, корпорации выделяют средства на приобретение необходимого оборудования, учебные программы, согласованные с Министерством образования и науки и отвечают требованиям, в частности, местной электронной промышленности.

В Германии фирмы поддерживают университеты, основывая профессуры, которых теперь насчитывается более 300 в частности, фирма по производству программного обеспечения SAP открыла кафедру предпринимательства и инноваций в Дрезденском техническом университете. Здесь студенты экономисты и инженеры совместно разрабатывают бизнес-планы и готовятся стать предпринимателями.

Следовательно, повышается конкурентоспособность университетов, осваиваются новые области исследования. Предприятия также могут увеличить свою научную составляющую и готовить для себя кадры. Разумеется, промышленность инвестирует в те научные области, которые связаны с бизнесом. Экономические науки лидируют по количеству профессоров — 38%, инженерные науки составляют 22%, гуманитарные и социальные науки — 20%.

Следовательно, повышение качества предпринимательского образования в учебных заведениях через обновление учебных программ, подготовку и издание современных, в том числе электронных учебников, а также воплощение в реальность концепции ответственности бизнеса за подготовку кадров будет способствовать экономическому росту страны на основе использования высококвалифицированного труда.

Однако необходимые содействие и поддержка государства путем применения финансовых стимулов развития молодежного инновационного предпринимательства.

Ученые выделяют несколько их групп, прежде всего, следующие

— Считаем целесообразным применение финансовых льгот (льготных кредитов)

— Бюджетных методов (введение низких ставок налога на ту часть прибыли, которая направляется на создание новых рабочих мест, уменьшение до половинного размера уплаты налога на прибыль в случае выпуска предприятием не только инновационной продукции, но и предоставление инновационных услуг);

— Поощрения увеличения удельного веса частично занятых в общем объеме наемных работников и т.п..

Программы развития в развитых и развивающихся странах

В Великобритании действует программа по оказанию помощи безработным, желающим начать собственный бизнес. Безработные в течение тринадцати недель и более получать основную или дополнительную помощь по безработице.

Читайте также  Факторы и критерии выбора карьеры

В Греции именно малые и средние предприятия в большей степени обеспечивают занятость благодаря постоянному процесса самообновления и приспособления к рынку, поэтому государство способствует их развитию, предоставляя финансовые льготы (в виде льготных кредитов), бюджетные методы стимулирования (налоговые льготы), инвестирования финансовых ресурсов, которое связано с закупкой оборудования и аренды помещений.

В результате проведения интенсивных экономических реформ в таких странах, как Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, странах Прибалтики, там уже создан мощный частный сектор. Который производит более половины ВВП и обеспечивает занятость значительной части человеческих ресурсов.

Поддержка молодежного предпринимательства в Венгрии

Этому очень способствует действенная политика государства по поддержке молодежного предпринимательства. В частности, в Венгрии безработной молодежи, желающей основать собственное дело, предоставляется, помощь в виде субсидии для облегчения первых шагов в предпринимательской деятельности. Им гарантируется определенный доход в течение периода. Когда начатое дело возможно и не принесет желаемой прибыли, или предоставляется кредит на льготных условиях.

В Польше, например, банки предоставляют безработной молодежи займа на организацию малого предприятия. Доступность займов ограничено, но для их получения нужно составить бизнес-план. Условия предоставления займов льготные — 50 или 75% от банковской процентной ставки. Разницу между процентной и кредитной цене займа возмещают городские центры занятости. Которые определяют в Польше финансовую политику на рынке труда.

Поскольку молодежь быстрее откликается на нововведения и является высокообразованным, менее консервативной, то очень важным сектором молодежного предпринимательства является сфера высокотехнологичных услуг. Например, еще в 90-х годах ХХ ст. во Франции, Великобритании в этой сфере работало 2/3 всех занятых; а в США еще больше.

Опыт Индии это подтверждает, где благодаря своей национальной ИТ-стратегии экономически отсталая, аграрноориентированное государство с сотнями миллионов неграмотных всего за несколько лет превратилась в регионального промышленного лидера. Одного из ведущих производителей продукции хайтека на азиатском континенте и ведущего участника рынка программного обеспечения и телекоммуникаций.

Этому способствовало:

— Сотрудничество с американскими ТНК (General Electric i Citibank), которые размещали свои заказы в Индии;

— Государственная поддержка иностранного инвестирования в национальную экономику (освобождение от пошлины, отмена налога на прибыль для фирм-экспортеров) в течение 1990-2010 гг .;

— Дешевле труд индийских специалистов по сравнению с западными разработчиками (в пять раз), что позволило корпорациям сэкономить до 60% стандартных контрактных расходов.

Теперь, когда ИТ-специалисты стали авторитетной и даже привилегированной социальной группой, их уровень оплаты в среднем за год составляет 15-30 тыс. Долларов, а месячная зарплата в 60 долл. Еще сейчас считается приличной в стране.

Положительные изменения произошли в деле создания программного обеспечения на заказ, предоставление связанных с ним услуг. Разработка стандартизированного компьютерного оборудования и его сервисного обеспечения. Именно эти сферы обеспечили Индии выход к передовым странам мира. На производство программного обеспечения теперь приходится 16% индийского ВВП. В 90-х годах ХХ ст. этот сектор рос на 40% ежегодно и его объем в 2010 должна составить 50 млрд долл.. А в 2020 доля отраслей, связанных с высокими технологиями, будет 28-30% ВВП страны. На основе человеческого потенциала в Индии уже сформировалась новая генерация национальных ИТ-предпринимателей. Теперь намного престижнее строить карьеру и достигать благополучия, не оставляя родины, потому что для этого есть производственные и социальные предпосылки.

В отечестве также созданы действующие образцы интеллектуальной высокопроизводительной кластерной многопроцессорной системы. Которая является перспективным направлением отечественной конкурентоспособной индустрии компьютеростроения. Фактически это суперкомпьютеры, способные обеспечить решение многих задач экономики, науки и техники, обороны и безопасности страны. Таким образом, Интернет-технологии — это именно та сфера, благодаря развитию которой страна, используя свои человеческий, производственный и научно-технологический потенциалы, сможет составить конкуренцию другим странам на мировом рынке и улучшить главные макроэкономические показатели. Однако темпы роста сети Интернет в стране пока недостаточны.

Итак, перспективными сферами инновационной занятости молодежи высокотехнологичные отрасли сектора информационно-коммуникационных технологий и социальных услуг, где с помощью различных финансовых стимулов необходимо активизировать развитие молодежного предпринимательства.

Современную систему формирования инновационного потенциала молодежи для развития молодежного предпринимательства определяют:

— Состояние развития нашего государства, который обусловливает институциональная среда в стране;

— Уровень материального обеспечения большинства граждан, не позволяет в достаточной мере сформировать инновационный потенциал молодежи на уровне развитых европейских стран;

— Общая система среднего и высшего образования, которая требует дальнейшего переосмысления содержания предоставления образовательных услуг, направленного на подготовку субъектов хозяйствования в рыночной среде, предусматривающий внедрение новых информационных технологий и инновационных методов в учебный процесс;

— Непрерывный «отток молодых мозгов» за границу, который снижает количество и качество квалифицированный молодых специалистов в стране;

— Безработица среди выпускников вузов с экономическим и юридическим образованием, поскольку правовое и экономическое среда не является благоприятным для их самозанятости и открытия собственного дела;

— Невысокий уровень общего социокультурного развития, свидетельствует о пассивности и нежелания молодежи к социализации в обществе, снижает возможности к творческому разностороннего обогащения.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *