Нестандартные формы занятости в условиях рынка

Нестандартные формы занятости в условиях рынка

Нестандартные формы занятости в условиях рынка

Статья посвящена анализу применения работодателями нестандартных форм занятости и их влияния на рынок труда, занятость населения и социальную защиту наемных работников.

Современный этап развития страны характеризуется серьезными проблемами в сфере труда и занятости, включая нарастающее структурная безработица, низкое качество рабочих мест и низкий уровень производительности труда, поляризация доходов, обесценивания человеческого капитала, углубления дифференциации региональных рынков труда и т.д.. Негативные тенденции развития рынка труда усиливаются не только в связи с существованием структурных диспропорций в экономике, но и из-за отсутствия действенных государственных механизмов минимизации последствий влияния экономического кризиса на сферу занятости.

Обеспечение государственных социальных гарантий достойных условий труда для работающих граждан и повышения уровня их доходов связано с поиском оптимального баланса между рыночным механизмом и государственным регулированием занятости населения, между стандартными и нестандартными формами занятости. Такому сочетанию вполне соответствует разработан Европейским Союзом подход к реализации политики на рынке труда на основе комбинации гибкости и защищенности различных форм занятости.

Однако, несмотря на значительное количество научных трудов по сфере занятости, проблемы регулирования и легализации отдельных нестандартных форм занятости в условиях структурных преобразований на рынке труда, существует значительное пространство для их дальнейших исследований.

Цель этой статьи заключается в изучении влияния форм нестандартной занятости на рынок труда, а также рассмотрении возможностей адаптации европейской концепции гибкой занятости для отечественного рынка труда.

Современное состояние занятости в развитых странах

Одной из тенденций, определяющих современное состояние занятости в развитых странах, является дальнейшее усиление ее гибкости. Это обусловлено структурными изменениями в экономике, глобализацией и усилением конкуренции, технологическим прогрессом, демографическими сдвигами в структуре рабочей силы.

На рынок труда негативное влияние оказывают тенденции к сужению легальной занятости, уменьшение рабочих мест в сфере производства, снижение профессиональной конкуренции работников, сохранение качественного дисбаланса внутренней и внешней трудовой миграции.

Определяющей роли в формировании контингента экономически активного и занятого населения приобретают демографические изменения, которые обуславливают необходимость внесения корректив в политику занятости.

Необходимость мобилизации резервов рабочей силы ставит новые требования к гибкости условий труда.

На данный момент страна столкнулась с проблемой, что жесткое законодательство с чрезмерной защитой наемных работников может стать препятствием созданию рабочих мест. Работодатели избегают официального найма работников и предпочитают использовать неформальных механизмов во взаимоотношениях с работниками. Тяжелое финансово-экономическое положение многих предприятий заставляет работодателей минимизировать затраты на производство, и, как правило, они это делают за счет персонала.

Вместе с тем, с использованием гибких форм занятости можно решить несколько важных проблем рыночной экономики, таких как:

— Предоставление работникам возможности выбора режимов рабочего времени и отдыха;

— Манипулирование количеством и качеством рабочей силы, в условиях развития или перепрофилирования производства и изменения экономической ситуации, не создавая социальной напряженности при увольнении работников;

— Содействие закреплению на рабочих местах женщин, пенсионеров, инвалидов, работающих студентов, трудовых мигрантов и т.п.;

— Увеличение (или сохранение при сокращении объемов производства) числа занятых, не увеличивая при этом количество рабочих мест;

— Периодическое прохождение профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Гибкость форм занятости может достигаться и за счет нестандартных режимов рабочего времени и нестандартных рабочих мест. К ним относят: неполное рабочее время и его разновидности, гибкий рабочий год, сжатый рабочую неделю и т.п.

К гибких форм занятости на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда относятся дистанционная занятость, надомный труд, работа по вызову. Среди нестандартных организационных форм занятости выделяют временные и общественные работы, вторичную занятость. Обычно причинами использования работодателями временного найма является потребность в замещении временно отсутствующих постоянных работников на период отпусков, болезни, профподготовки; пиковая нагрузка или потребность в дополнительной рабочей силе при высокой экономической активности, реализации разовых проектов и т.д.

Читайте также  Занятости молодежи в инновационной экономике: предпосылки и перспективы

Реализация заемного труда, в отличие от стандартной занятости, определяется прямыми трудовыми отношениями между работодателем и наемными работниками, происходит благодаря включению третьей стороны — кадрового агентства. В настоящее время в стране существует более 400 частных агентств по трудоустройству, которые осуществляют наем работников для дальнейшего выполнения ими работ на других предприятиях.

Наиболее распространенными разновидностями заемного труда являются аутсорсинг и аутстаффинг

Аутсорсинг предполагает передачу специализированным организациям выполнение функций, не относящихся к основной деятельности предприятия. К аутсорсингу обычно передают функции бухгалтерского учета, аудита, охраны, транспортные услуги, управление информационными системами, уборка помещений, складские операции и т.д.. При этом людей, которые выполняли такую ​​работу раньше, или переводят в другую организацию, или высвобождают.

Среди плюсов аутсорсинга можно выделить:

— Снижение рисков, связанных с трудовыми отношениями;

— Полную передачу налоговой и юридической ответственности на компанию координатора;

— Снижение затрат и кадрового нагрузки по поводу бухгалтерского и административного сопровождения персонала;

— Возможность задействовать неограниченное количество специалистов и при этом не менять численность работников.

Наиболее уязвимой для работников форме заемного труда является аутстаффинг персонала, который заключается в выведении части штатных работников предприятия и передачи их в штат кадрового агентства. При этом администрация предприятия, где фактически работает человек, не несет никакой ответственности как работодатель перед работниками. Это создает условия для нарушений трудового законодательства и норм охраны труда.

Ответ на вопрос, имеют лица, занятые на условиях заемного труда, социальные гарантии на уровне работников, принятых непосредственно работодателем, связана со следующими моментами.

Во-первых, такие работники лишены гарантий постоянной занятости, поскольку в любой момент могут быть переведены на другое предприятие или освобождены. Есть заимствована труд по сути является разновидностью временной работы с соответствующими последствиями.

Во-вторых, временный характер найма лишает работников многих видов вознаграждений, связанных с продолжительностью работы на одном месте, например, выплаты за стаж, социальное страхование и другое. Такие работники могут не получить больничных, пособия по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Проведение регулярных медицинских осмотров и предоставления путевок санаторно-курортного лечения тоже зависит от уровня социальной ответственности работодателя.

В-третьих, лицо, которое работало на условиях заемного труда определенное количество лет на работах с вредными условиями труда и имеет право на льготную пенсию, не будет ее получать. Объясняется это тем, что в Пенсионный фонд будут предоставлены документы о работе работника в кадровом агентстве, где отсутствуют вредные условия труда.

Однако, учитывая растущую популярность нестандартной занятости, кажутся сомнительными любые меры запретительного или ограничительного характера со стороны государства.

Сочетания гибкости рынка труда и защищенности работников

Для того, чтобы достичь сочетания гибкости рынка труда и защищенности работников, особенно низкоконкурентных групп населения, в 1990-х годах была разработана концепция «флексикьюрити» (англ: flexicurity). Которая делает возможным нахождение равновесия между гибкостью рынка труда и социальной защитой работников, взаимно и взаимно их. Впервые исследовать модель обеспечения государственных гарантий при использовании гибких форм занятости начали в Дании. А в середине 2000-х годов она была поддержана Советом Европы, как лейтмотив европейской стратегии занятости.

Читайте также  Инновационные методы управления персоналом как фактор повышения конкурентоспособности

Сущность концепции заключается в праве работодателей свободно увольнять работников и нанимать новых, обеспечивая тем самым гибкость рынка труда. При этом профсоюзы и объединения работодателей заключают соглашения по решению социальных вопросов без политического вмешательства государства.

Государство законодательно закрепляет гибкие условия найма и увольнения работников, предоставляющая работодателю определенную свободу действий для проведения реструктуризации, которая объективно необходима в условиях инновационной экономики.

Модель характеризуется высоким уровнем социальной защиты безработных, включает выплату помощи по безработице до 90% заработной платы в течение длительного периода. Система дополняется программами «активации», призванными помочь уволенным найти новую работу путем повышения квалификации или получения трудовых навыков в новой сфере деятельности за счет государства.

В плоскости реализации данной стратегии основные цели заключаются в ускорении адаптации населения к концепции «флексикьюрити» на основании европейских процессов развития инфраструктуры рынка труда и подготовки кадров с учетом национальных особенностей. На первый план выдвигаются цели совершенствования структуры занятости и оптимизации структуры рабочих мест. Совершенствование целевых программ с точки зрения их влияния на условия занятости по региональному и отраслевому признаку. Движение по этому пути представляет собой перспективный вариант решения проблем занятости, исходя из опыта Дании, Нидерландов и Австрии.

В силу своей распространенности, а также положительного смягчающее влияние на рынок труда, нестандартная занятость требует государственного урегулирования. В частности ратификации международных конвенций, принятие трудового кодекса, внесение изменений и дополнений в законодательные акты.

Приоритетами государственной политики содействия нестандартной занятости населения должны быть:

— Экономические направления: льготное кредитование и налогообложение; бюджетная политика стимулирования сохранения и создания рабочих мест, повышения качества трудового потенциала;

— Организационные направления: создание базы вакансий нестандартного трудоустройства, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;

— Поддержка межрегиональных трудовых миграций;

— Законодательные направления: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхсрочных работ, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни;

— Социальные направления:
а) обеспечение социальной поддержки граждан, которые не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда;
б) профессиональная реабилитация и трудоустройство людей с инвалидностью;
в) выполнение мероприятий по уменьшению семейного и сельской безработицы;
г) предоставления качественных социальных услуг безработным с целью возвращения их к продуктивной занятости.

Реализация указанных направлений будет способствовать совершенствованию структуры занятости, повысит уровень социальной защищенности наемных работников и повлияет на легализацию процесса использования заемного труда.

Выводы. Изменения, которые происходят на рынке труда под влиянием политических, экономических и демографических факторов, свидетельствуют о необратимости структурных трансформаций социально-трудовых отношений и рост удельного веса гибких форм занятости.

В нынешних условиях использования работодателями заемного труда происходит на нелегальных или на полулегальных условиях. Поэтому государство должно найти такие средства регулирования нестандартных трудовых отношений. Которые бы обеспечили достойные социальные гарантии наемным работникам и способствовали привлечению в бюджеты и системы государственного социального страхования «теневых» средств.

В эффективной форме, применяется во многих странах Европы, концепция «флексикьюрити». Адаптация ее к нашим условиям требует разработки новой политики на рынке труда, формирование эффективной стратегии занятости на государственном и региональном уровнях, совершенствование системы социального обеспечения, изменения структуры занятости, развития стратегии непрерывного обучения и подготовки кадров.

Реализация положений концепции «флексикьюрити» в сочетании традиционных и нестандартных форм занятости позволит осуществить модернизацию на рынке труда согласно европейскими подходами. Это повысит уровень его стойкости к кризисным явлениям в экономике и смягчит возможные негативные последствия в сфере занятости населения.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *