Организация профессиональной подготовки безработных

Организация профессиональной подготовки безработных

Организация профессиональной подготовки безработных

В статье рассматриваются понятие социальной защиты населения от безработицы; содержание активной и пассивной политики социальной защиты безработных; проводится анализ законодательства о социальной защите от безработицы, приводятся предложения по организации профессиональной подготовки безработных в рыночных условиях.

Ключевые слова: социальная защита, безработица, занятость, трудоустройство, профессиональное обучение.

Профессиональная подготовка безработных

Вопросы организации профессиональной подготовки безработных является чрезвычайно актуальным как с точки зрения повышения конкурентоспособности рабочей силы на отечественном и международном рынках труда, так и со стороны оперативной корректировки прогнозируемых потребностей в кадрах, обусловленных изменением тенденций развития отраслей экономики.

Динамические изменения на рынке труда, стремительное развитие информационных технологий, интеграционных процессов развития общества, — все это придает особую актуальность вопросу организации профессиональной подготовки безработных.

Это одно из приоритетных направлений деятельности государственной службы занятости, направленный на получение новой профессии или специальности на основе имеющегося образовательного уровня и опыта предыдущей работы, обеспечение профессиональной самореализации безработных, формирование у них углубленных профессиональных знаний, умений, навыков и способностей.

Качество рабочей силы характеризуется ее конкурентоспособностью. Конкурентоспособность, как совокупность качественных и стоимостных свойств, предполагает удовлетворение прогнозируемых и текущих потребностей рынка труда и самих владельцев рабочей силы.

Актуальность развития профессиональной подготовки безработных

Профессиональная подготовка безработных выступает одной из мер по содействию повышению уровня занятости в стране. Это действенный механизм, с помощью которого повышается конкурентоспособность безработных и ускоряется процесс их трудоустройства.

В условиях растущей конкуренции на рынке труда одним из самых влиятельных средств экономического реформирования является совершенствование процесса профессиональной подготовки и использования рабочих кадров в экономике регионов, в том числе безработного населения. Профессиональная подготовка безработных, как одна из мер активной политики занятости, направленная на увеличение спроса на рабочую силу в частном и государственном секторах экономики; повышение конкурентоспособности рабочей силы и рабочих мест; совершенствования процесса трудоустройства, и создание условий для полной занятости экономически активного населения, которые непосредственно влияют на регулирование спроса и предложения рабочей силы.

Профессиональная подготовка безработных имеет две цели

Во-первых, это социальная услуга, с помощью которой государство поддерживает безработных в ситуации временной безработицы, обеспечивает занятость различных категорий населения в условиях структурных изменений в экономике, направлена ​​на ускорение процесса трудоустройства безработных на основе повышения их конкурентоспособности, социальной и профессиональной мобильности. Во-вторых, профессиональная подготовка безработных выступает эффективным инструментом, креативным мероприятием реагирования на текущие и перспективные потребности рынка труда.

Весомым фактором результативности профессиональной подготовки является активность человека. Для безработных это путь преодоления актуальных психологических проблем, это средство выхода из сложившейся ситуации, и негативно ими воспринимается. В профессиональной деятельности взрослого человека особое место занимает мотивация, познавательные потребности и ценностное отношение к полученной информации.

Социальная сущность профессиональной подготовки безработных состоит в том, что: во-первых, — это социальная деятельность безработных как потребителей социальных услуг и учебных заведений, государственной службы занятости, других социальных партнеров как поставщиков услуг; во-вторых — это способ приостановки процесса десоциализации, маргинализации и депривации взрослого человека на основе его активной учебной деятельности.

Профессиональная подготовка безработных решает достаточно разноплановые задачи:

  • социальные — повышение конкурентоспособности гражданина на рынке труда, его статуса в обществе;
  • экономические — развитие трудовых ресурсов общества, воспроизводство рабочей силы и т.п..

А. Коваль рассматривает систему профессиональной подготовки безработных в учебных заведениях и на производстве как направление проведения активной политики содействия занятости населения путем введения рыночных механизмов, которые обеспечивали бы оптимальный уровень занятости, баланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Т. Приходченко отмечает, что деятельность государственной службы занятости должно быть переориентирована с пассивной политики на осуществление инвестиций в человеческий капитал — организацию профессиональной переориентации, переподготовки и т..

Читайте также  Человеческий капитал: факторы развития

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что проблема организации профессиональной подготовки безработных имеет широкий междисциплинарный диапазоне, ее решения основывается на базе научных исследований различных наук: экономических, социологических, педагогических, психологических и других.

Современная наука в своем понятийно — категориальном аппарате сроки, содержательное наполнение которых меняется в зависимости от контекста их применения, поэтому существует необходимость уточнения дефиниции, характеризующие понятие «профессиональная подготовка безработных», как ключевого в нашем исследовании.

Непосредственно понятие «профессия» мы понимаем очерченный в рамках общественного разделения труда комплекс действий и соответствующих знаний, требует соответствующего образования. Это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний, практических навыков, полученных путем специального образования, обучения или опыта, которые дают возможность осуществлять работу в определенной сфере общественного производства с учетом различных форм собственности или хозяйствования.

В своем исследовании А. Прошицька определяет, что профессия — это необходимое для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область применения физических и духовных сил человека, дает ему вместо приложенного им труда возможность существования и развития.

Профессия — род занятий, трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков и является для кого-то источником существования; специальность, специальность, ремесло, квалификация.

Что такое профессиональная подготовка

Понятие «подготовка» используется преимущественно в контексте конкретной профессии или специальности, к которому оно принадлежит и практически не встречается в самостоятельном значении. Подготавливать — давать необходимый запас знаний, передавать навыки, опыт и др. .. в процессе обучения, практической деятельности; обучать, тренировать, подковывать.

Профессиональная подготовка, как отмечает Н. Ничкало, выступает процессом формирования совокупности профессиональных знаний, умений, навыков и атрибутов, трудового опыта и норм поведения, что в свою очередь обеспечивает возможность успешной профессиональной деятельности.

Определяя содержание дефиниции «профессиональная подготовка безработных» можем утверждать, что это прежде всего система организационных и педагогических мероприятий, которая обеспечивает формирование у личности профессиональной направленности знаний, умений, навыков и профессиональной подготовки.

Так, по определению А. Гришнов, «профессиональная подготовка безработных — это целенаправленный процесс обучения реальных и потенциальных работников…», целью которого является приобретение ими «…навыков, необходимых для выполнения определенных видов работ…». Она включает как обучение в учреждениях профессионального образования различных уровней, так и профессиональное обучение на производстве.

Ученые В. Шеметов и П. Новиков, поддерживая теоретические положения, изложенные в работах А. Лейбовича, рассматривают профессиональную подготовку безработных в широком и узком значениях. В широком смысле профессиональная подготовка рассматривается как организация обучения профессиональных кадров, различные формы получения профессионального образования. Целью профессиональной подготовки в узком смысле, по их определению, является ускоренное приобретение учащимися навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ.

Другая группа ученых рассматривают понятие «профессиональная подготовка безработных» как общий термин, под которым понимают различные виды обучения, ориентированные на формирование и обогащение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения идеологических задач в сфере оплачиваемой трудовой деятельности.

Читайте также  Научные кадры в инновационной деятельности

Ученый В. Савченко отмечает, что население реализует свои профессионально — трудовые намерения путем профессиональной подготовки и рассматривает ее как «Составляющую системы непрерывного образования, которая формирует теоретические знания, навыки и умения, которые нужны работнику на его рабочем месте для обеспечения высокого уровня производительности труда и эффективной занятости».

Специфичность профессиональной подготовки безработных

Специфичность системы профессиональной подготовки безработных обусловлена ​​особенностями безработных как субъектов обучения. Такими особенностями являются наличие профессии (специальности), жизненного и профессионального опыта, образования, психологические особенности, способности и наклонности, морально — волевые качества. Безработные рассматриваются как взрослые, которые находятся в состоянии психологического дискомфорта и вынуждены менять профессию.

Мировой и отечественный опыт показывает, что наиболее действенным и результативным механизмом снижения уровня безработицы является профессиональная подготовка безработных.

На практическом уровне организация профессиональной подготовки безработных осуществляется по следующим основным этапам:

Профессиональная подготовка безработных охватывает следующие этапы:

— 1 этап — профессиональная ориентация и профессиональный отбор (определение потребности в обучении безработных (по профессиям и специальностям), отбор граждан на обучение и комплектование учебных групп, заключение договоров с учебными заведениями разных типов, предприятиями, организациями и учреждениями о профессиональном обучении безработных граждан на их базе);

— 2 этап — профессиональное обучение безработных, состоящий из: первичной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (контроль профессионального обучения безработных);

— 3 этап — профессиональной адаптации и профессиональной реализации (анализ результатов работы, формирование статистической отчетности).

Система профессиональной подготовки безработных является интегрированной системой. С одной стороны, есть неотъемлемая составляющая непрерывного образования, рассматривается как «системная, целенаправленная деятельность взрослого человека по удовлетворению своих потребностей в знаниях». На которую распространяются общенаучные принципы и законы создания, функционирования и развития педагогических систем. С другой стороны — на нее влияет множество факторов рынка труда, как составляющей экономической системы.

Значимость профессиональной подготовки безработных

Профессиональная подготовка безработных является одним из актуальных инструментов снижения уровня безработицы, повышение качества трудового потенциала. Основными целями которой является приобретение и совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков и способностей безработными. В соответствии с их призванием и приоритетов, обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации для профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональная подготовка безработных организуется на заказ работодателя или для самозанятости. Осуществления предпринимательской деятельности и осуществляется как в учебных заведениях, так и в условиях производства.

Значимость обучения взрослых постоянно растет как в стране, так и в мире. Практически не страны, которая не обязана такому обучению своим технологическим, социально — экономическим, культурным прогрессом и не связывала бы с ним свое будущее. Крайне важная роль отводится этой системе в прогнозах социального развития. Актуальность этого вопроса вызвана необходимостью обучения персонала предприятий, учреждений, организаций. В том числе непосредственно на производстве, а также потребностью профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных.

По нашему мнению, эффективность профессиональной подготовки безработных в учебных заведениях государственной службы занятости можно достичь при условии четкого представления об основных факторах, определяющих эту эффективность.

Благодаря применению новейших учебных технологий, мощной материально — технической базе, способности оперативно реагировать на потребности региональных рынков труда и производства. Применению андрагогический методов обучения учебные заведения государственной службы занятости обеспечивают качество краткосрочного профессионального обучения безработных и повышение квалификации работающих рабочих.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *