Особенности психологии коммерческой тайны

Особенности психологии коммерческой тайны

Особенности психологии коммерческой тайны

Психология коммерческой тайны — одна из новых и актуальных проблем экономической психологии. Причина, мотивирует предпринимателя самостоятельно осуществлять перспективную разработку — асимметрия информации, то есть такая ситуация, когда он обладает важной информацией, а другие — нет. Однако очень важно суметь сохранить эту информацию. Часто предприятие, недавно возникло, ликвидируется через элементарную психологическую неграмотность его руководителей и учредителей, от которых в современных условиях требуется разработка не только рыночной стратегии, но и стратегии обеспечения информационной безопасности, знание психологии сохранения коммерческой тайны в фирме.

Цель статьи — ознакомить с основными вопросами психологического анализа коммерческой тайны как одной из основных проблем экономической психологии, причинами ее потери и препятствиями разглашение. Проанализировать типичные ошибки управления предприятием.

Одним из экономически значимых объектов интеллектуальной собственности фирмы является информация, составляющая коммерческую тайну. Любая информация о деятельности компании, стала доступной для конкурентов, может быть использована ей во вред.

Выделяют два вида информации, представляет ценность для конкурента: коммерческую и промышленную

Коммерческую информацию, как сведения о кредитах, банковские операции, прибыли, договоры, планы инвестиций, поставщиков, контрагентов, клиентов, планы реализации, объемы закупок и продажа, структуру капитала; бухгалтерская и финансовая отчетность, сведения зарплат, деловая переписка, сведения о сотрудниках фирмы. Промышленная информация включает сведения о новых идеях, изобретения, патенты, конструкторская документация, отчеты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, формулы, рекомендации, данные о запасах полезных ископаемых, а также геологические карты.

Часть промышленной и коммерческой информации является коммерческой тайной. Исходя из выше указанного можно сделать умозаключение, что коммерческая тайна предприятия — это сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.

Читайте также  Социальный маркетинг как инструмент повышения уровня жизни населения

Определив, что представляет собой коммерческая тайна и ее важность для предприятия, перейдем к выяснению причин, по которым фирма может потерять часть коммерческой информации.

Потерять информацию можно через сотрудников, публикации, выступления на конференциях, отчеты. Завладеть необходимыми сведениями можно с помощью компьютерных сетей, устройств для подслушивания.

Есть две формы потери информации: умышленная и непреднамеренная

Преднамеренный утечка информации может стать следствием, например, образы. Непреднамеренная потеря информации при деловых контактах, рекламных кампаниях часто связанная с желанием показать себя, похвастаться и является слабым местом многих фирм, особенно отечественных. О установке, «больше брать информации, чем давать» часто забывают во время неформального общения.

Коммерческая тайна компании, в отличие от государственной тайны, охраняемой силами самой фирмы, поэтому предпринимателям следует создавать систему информационной безопасности, которая позволит сохранить ценную информацию.

Прочность системы информационной безопасности зависит от надежности, ответственности и подготовленности персонала. При этом психологическое обеспечение коммерческой тайны необходимо на всех этапах работы с кадрами. Вопрос о лояльности работника, прежде всего, встает на этапе набора кадров.
Ю. Таран, в своей статье, «лояльность как требование времени» отмечает, лояльность — это преданность делу фирмы, появляется благодаря эффективной подготовке кадров, идентификации личных интересов с успехами кампании и, наконец, человеческий связь между подчиненными и начальником.

Следует помнить о том, что никакая проверка и психологическое обследование не смогут гарантировать стопроцентную лояльность работника. Его отношение к фирме зависит от многих факторов. В том числе и от совместимости личности руководителя и личности подчиненного, от психологического климата в коллективе.

Психологический отбор и подготовка

Психологический отбор и подготовка нужны и представителям службы безопасности фирмы. Основными психологическими характеристиками этих сотрудников является высокий уровень вербального интеллекта, эмоциональная устойчивость, высокий уровень самоконтроля и самообладания, адекватный уровень восприимчивости к угрозе, высокий уровень эмпатии, преданность фирме, низкий уровень тревожности, владение основами психодиагностики, приемами психологического воздействия, умение распознавать ложь и слабая подверженность влияниям, специальная спортивная подготовка.

Читайте также  Управление знаниями и инновациями: основные факторы конкурентоспособности современных предприятий

Эффективная система коммуникаций между сотрудниками и администрацией, обеспечения совпадения личных стремлений с основной целью коллектива препятствует разглашению коммерческой тайны. Сотрудники не нуждаются в какой отдельной мотивации, она должна совпадать с мотивацией предприятия и руководства. На этой основе формируется коллективная идентичность, люди начинают воспринимать себя членами одной команды.

Отношения между руководством фирмы и работниками характеризуются взаимными обязательствами: работники платят своей лояльностью. А руководство заботится о работниках, их благосостояние и удовлетворения личных потребностей.

При этом следует иметь в виду четыре типичные ошибки менеджмента, которые разрушительно действуют на процесс корпоративной идентификации:

— Несоответствие требований, предъявляемых;
— Уравнивание в оплате;
— Бесконтрольность;
— Невнимание к психологическому климату.

Экономико-психологическая компетентность руководителя, эффективность планирование, грамотный подбор и расстановка кадров, опирающихся на индивидуальный подход к сотрудникам, позволяет избежать первой ошибки менеджмента.

Для того, чтобы не допустить второй ошибки менеджмента, очевидна необходимость компетенции в психологических аспектах экономического стимулирования.

Правильное построение охраны коммерческой тайны на предприятии позволяет создать систему экономической безопасности, позволит сохранить ценную информацию. Для того чтобы такая система работала, понадобится немало усилий и квалифицированных управленческих решений. Одновременно следует понимать, что человек, имеющий доступ к какой ценной, никому не известной информации, имеет соблазн воспользоваться такой информацией для собственного обогащения.

Перспективы дальнейших разработок. Дальнейшие исследования планируется провести в направлении более совершенного изучения коммерческой тайны, как одной из основных проблем экономической психологии.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *