Оценка эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью высших учебных заведений

Оценка эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью высших учебных заведений

Оценка эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью высших учебных заведений

В современных условиях хозяйствования высшие учебные заведения (вузы) оказались в сложной ситуации решения проблем, связанных с недостаточными объемами бюджетного финансирования, уменьшением численности принятых на обучение студентов, неудовлетворительным состоянием материально-технической базы, увеличением себестоимости образовательных услуг вследствие повышения цен на товары, работы и услуги и т.д.. Решение указанных проблем обусловливают потребность в эффективном управлении финансово-хозяйственной деятельностью вуза. Непосредственное управление финансово-хозяйственной деятельностью вуза и обеспечения его экономического развития осуществляется руководством вуза.

Процесс управления — это целенаправленная деятельность вузов по обеспечению становления, оптимального функционирования и развития образовательного учреждения.

Управление финансово-хозяйственной деятельностью вуза, учитывая специфику образования, направляется на:

1) создание условий для обеспечения достижения основной цели учебного заведения, которое заключается в качественном предоставлении образовательных услуг;

2) обеспечение функционирования вуза, как научного и творческого центра, создание соответствующих условий труда и социального обеспечения работников.

В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос оценки эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью, имеющей целью выявление эффективности управленческих решений, их влияния на решение проблемных ситуаций и результаты от их реализации.

Целью исследования является методические аспекты оценки эффективности управления высшими учебными заведениями. В связи с этим необходимо решение следующих задач: определение критериев эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью и предоставление предложений по оценке эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью высших учебных заведений, которые могут быть применены ими в практической деятельности.

Эффективность, как экономическая категория, является качественно-количественной характеристикой результативности хозяйствования. Оценка эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью вуза осуществляется на основе критериев эффективности управления. В теории менеджмента эффективность управления предлагается рассматривать с точки зрения существующих концепций, среди которых: достижение «баланса интересов», функциональная, системная, композиционная т.д..

Критерии оценки эффективности управления

Главным критерием оценки эффективности управления по концепции достижения баланса интересов является удовлетворение всех заинтересованных в результатах деятельности учебного заведения групп: государства, общества, владельцев, потребителей, работников, контрагентов. Согласно функциональной концепции критерий эффективности управления определяется сопоставлением результатов и затрат самой системы управления в стоимостном выражении под воздействием различных факторов (например, изменения численности работающих, автоматизации процессов управления и т.п.). Критерием эффективности управления согласно системной концепцией являются показатели, характеризующие степень адаптации учебного заведения к внешней среде. В рамках композиционной концепции критерии эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью вуза определяется влиянием управленческого труда на результаты деятельности, а именно: удельным весом административно-управленческого персонала в общей численности работающих, удельным весом расходов на оплату труда управленцев в общем фонде оплаты труда, удельным весом расходов на управление в общей сумме затрат на организацию учебного процесса.

Читайте также  Информационно-коммуникационные компетентности учителей общеобразовательных учебных заведений

Количественными значениями критерия эффективности управления результаты, характеризующие финансово-хозяйственную деятельности и материально-технической базы вуза. Критерии оценки эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью вуза базируются на данных финансовой отчетности и показателях, рассчитанных с общепринятыми методами.

Оценку финансово-хозяйственной деятельности вуза мы предлагаем проводить по критериям, характеризующим:

— Осуществление образовательной деятельности (принятых на обучение студентов, в том числе по источникам финансирования; полученные кредиты на обучение);

— Социально-экономическое положение вузов (среднесписочная численность штатных работников, среднемесячная заработная плата, задолженность по выплате заработной платы, расходы на социальные мероприятия);

— Поступления от платы за услуги, предоставляемые учебными заведениями (поступления от хозяйственной деятельности, от предоставления имущества в аренду, поступления от полученных взносов, грантов, подарков, от размещения средств на депозитных счетах);

— Состояние активов и использования ресурсов (потребление энергоносителей; остаточная стоимость и величина износа основных средств);

— Финансовое состояние (поступление средств по общему и специальному фондам, кассовые и фактические расходы, текущие и капитальные расходы, финансовый результат по смете, дебиторская и кредиторская задолженность, фонд оплаты труда);

— Состояние использования и сохранения материально-технической базы (площади, используемых в учебном процессе, временно свободные площади, площади, сданные в аренду).

Оценка эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью вуза осуществляется на основании фактических данных выполнения сметы по показателям доходов и расходов; ресурсного обеспечения; наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, расчетах с поставщиками, по выплате заработной платы; осуществления капитальных инвестиций; состояния и использования материально-технической базы; социального обеспечения работников и т.п..

Оценка эффективности механизма управления

Оценку эффективности механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью высших учебных заведений предлагаем осуществлять с использованием показателей, характеризующих результаты работы вуза на основе метода комплексных статистических коэффициентов, разработанного А. И. Кулинич и Р. А. Кулинич. Ключевым в оценке эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью высшего учебного заведения является анализ величины комплексного коэффициента весомости отклонений (Кв). Комплексный коэффициент весомости отклонений позволяет сравнить результаты финансово-хозяйственной деятельности вуза за различные периоды времени, определить эффективность принятых ранее управленческих решений и полноту их реализации, принять меры по улучшению ситуации.

Оценку эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью вуза по нашему мнению целесообразно осуществлять в несколько этапов, используя определенный набор коэффициентов.

На начальном этапе определяем коэффициенты, характеризующие различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности и формируют завершенную совокупность для оценки результатов деятельности учебного заведения в целом. Объективную и точную оценку получим на основании показателей финансовой и статистической отчетности вуза. Финансово-экономическая деятельность высших учебных заведений за определенный период (год) характеризуется различными показателями, на основе которых рассчитываются относительные величины динамики и интенсивности.

Читайте также  К вопросу человеческого фактора социально экономической эффективности

Таковыми могут быть:

— Коэффициент динамики роста (снижения) поступлений средств по общему фонду к предыдущему году,

— Коэффициент динамики роста (снижения) поступлений средств по специальному фонду к предыдущему году,

— Коэффициент динамики роста (снижения) дебеторской задолженности к предыдущему году,

— Коэффициент динамики роста (снижения) общей численности принятых на обучение студентов к предыдущему году и другие.

Рост отдельных величин сопровождается положительным эффектом, то есть их влияние на результат соответствует характеристике «выше — лучше». Влияние показателей, рост которых негативно отражается на финансово-экономической деятельности учебных заведений, обозначим как «ниже — лучше».

На втором этапе мы определяем максимально и минимально допустимые значения коэффициентов и критерии их оценки. Максимальные и минимальные значения финансово-хозяйственных показателей мы выбираем из полученного числового ряда их реальных значений за периоды, анализируются.

На третьем этапе обсчитываем комплексный коэффициент весомости отклонений абсолютных величин показателей финансово-экономической деятельности по формуле.

На четвертом этапе для оценки уровня эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью высших учебных заведений предлагаем применяя психофизическую шкалу Харрингтона. С этой целью определим значение для каждого уровня ожидаемости. Результаты преобразования комплексного коэффициента весомости отклонения в уровне ожидаемости дают основания оценить результаты управленческой деятельности во времени, по территорий и объектов.

Эффективность управления финансово-хозяйственной деятельностью

Эффективность управления финансово-хозяйственной деятельностью вуза, по нашему мнению, обеспечит экономичность, производительность и стабильность финансово-хозяйственной деятельности вуза. Экономичность означает такое использование имеющихся (доступных) ресурсов, которое приведет к оптимальному результату. Производительность деятельности учебного заведения следует рассматривать с позиции возможности учебного заведения выжить в условиях конкуренции. Позиционирование вуза в рыночной среде предусматривает определение места его расположения относительно позиций конкурентов в предоставлении образовательных услуг. На сегодня в основном это место определяется благодаря совокупности таких факторов, как географическое положение, специализация, величина государственного заказа, лицензированный объем приема, материально-техническая база, мода или спрос на ту или иную специальность. На более высокий уровень конкурентоспособности учебное заведение можно вывести благодаря предоставление широкого ассортимента образовательных и других платных услуг надлежащего качества по более выгодной цене. Стабильность — это признак постепенного развития. Оценить эффективность хранения и улучшения показателей деятельности, достигнутых вузом, возможно лишь учитывая временной фактор.

Обеспечение конкурентоспособности вузов формируется при условии объективной оценки результатов деятельности вуза на основе оперативной своевременной и достоверной информации, являющейся основанием для выработки наиболее эффективных управленческих решений.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *