Приоритеты трансформационной модели развития социальных коммуникаций

Приоритеты трансформационной модели развития социальных коммуникаций

Приоритеты трансформационной модели развития социальных коммуникаций

Трансформационные процессы общественной жизни обусловливают качественно новое состояние общественного устройства, включая экономику, политику, культуру. В современных условиях системная трансформация проявляется в ориентации на рыночные отношения, в гуманизации общественных отношений, демократизации политической системы. Эти факторы обусловили необходимость модернизации системы информационного взаимодействия между субъектами экономики, политики, средств массовой коммуникации.

На каждом этапе развития социума трансформационные процессы приобретают особые характерных признаков, однако они, трансформационные процессы, является органической и неотъемлемой частью эволюционного развития общества, являясь продуктом постепенного развития общественных явлений в прошлом и базой для дальнейшего накопления и развития качественных изменений.

Сущность и направленность развития общества 50-60-х гг оказалась в распространении теорий о постиндустриальном или информационное общество. Введен и распространен Ю. Хаяши и Е. Тоффлером, другими учеными термин «информационное общество» номинировал научную дефиницию, в которой ключевым словом была информация. По В. Дайзард, в информационном обществе основным видом экономической деятельности является производство, хранение и распространение информации. По мнению Ю. Хаяши, в информационном обществе производство и его продукты становятся информационно емкими, а к главным ценностям принадлежит культурный досуг и время. Новый социальный строй (экономика услуг, сердцевина теоретических знаний) основывается на телекоммуникациях. Технологически коммуникации и обработки информации становятся компонентами единой модели. По мере расширения использования компьютеров в коммуникационных сетях как коммутационных средств средства электронной коммуникации будут становиться неотъемлемым элементом в компьютерном обработке данных, различия между обработкой информации и коммуникации исчезнут.

В условиях социальной трансформации общества контрастно проявляются свойства информации: информация — это действие, которое занимает время, а не состояние бытия, которое занимает физическое пространство, что характерно для обычных материальных предметов. С появлением сети Интернет информация (цифровая) не ограничивается одной материальной основой и становится непрерывным процессом. Она превращается в главную категорию экономической жизни, делает коренные преобразования в формах массовой коммуникации и других формах социальных отношений.

Семантическая структура понятия «информационное общество»

Однако семантическая структура понятия «информационное общество» недостаточно полно охватывает признак «анализ социальной структуры общества». Поэтому сформулированная М. Кастельс концепция сетевого общества (виртуального общества, по А. Балем) предусматривает, что ядром нового общества становится новая коммуникационная организация, в основе которой будет не одна только информация, а сетевая логика его базисной структуры. Таким образом формируется новый тип общественного устройства — сетевой, в котором ведущую роль играют компьютеризированные информаций линии связи, пронизывающие все сферы социума.

По мнению Кастельса, социальная структура, формируется в глобальном масштабе, приобретает черты общества, в котором важнейшей чертой является даже не доминирование информации или знания, а изменение направления их использования. Вследствие этого главную роль в жизни людей и общества в целом приобретают глобальные, сетевые структуры, вытесняющие прежние формы личной и вещной зависимости.

В трансформационном обществе происходят коренные структурные изменения социальной коммуникации:

— Доминирование функций и процессов, организованных по принципу сетей;

— Жесткие, вертикально ориентированные социальные структуры изменяются гибкими, горизонтальными сетями, через которые осуществляется обмен информационными ресурсами.

Прогнозируемость современного социального развития

Современный социальное развитие прогнозируемо в ряде научных теорий в 1950-1960-х годов в сугубо специальной области: в области информатики, комуникативистикы. Концепции в области коммуникации: идеи американского политолога и социолога Г. Д. Лассуэлла (HD Lasswell) и П.Ф. Лазарфельда (PF Lazarfeld) легли в основу теории политических коммуникаций, в частности, связи медиа текста с искусством пропаганды. Новаторский подход к развитию теории коммуникации исповедовал П.Ф. Лазарфельд, который, в частности, применил социологическое исследование как научный метод в сферу коммуникации.

Широкой популярностью в 1950-1960-е годы пользовалась кибернетическая модель математика Н. Винера (N. Wiener), математическая модель американских исследователей К. Э. Шеннона (CE Shannon), В. Уивера (W. Weaver), теория культивации Г. Гербнера (G. Gerbner). В частности, по теории культивации Г. Гербнера, зрители, которые на протяжении длительного времени смотрят телевизор, «культивируют» определенную модель общества, общественного поведения, которую им внушает телевидение, есть такие люди существуют в псевдореальности. Культивационный анализ (cultivation analysis) позволяет определить влияние телевидения на восприятие зрителем реальной действительности. В этот же период исследования коммуникации проводили философы и культурологи, основатели французской школы семиотики Р. Бард (R. Barthes) и Ж. Бодрийяр (J. Baudrillard), американский постиндустриалист Д. Белл (D. Bell).

Читайте также  Основы оценки эффективности функционирования высших учебных заведений

На фоне многочисленных математических, кибернетических, философских концепций в сфере коммуникации новаторски прозвучали идеи М. Маклюэна (M.McLuhan) по теории трансформации коммуникации (theory of transformation), теории технологического детерминизма, согласно которым новые средства коммуникации служат основой прогресса.

В теории тетрад М. Маклюэна предложил схему изучения влияния медиа и технологий на общество, охватывающий четыре взаимообусловленных и взаимосвязанных аспектов:

— Средство коммуникации или технология обладает способностью выполнять функцию увеличения, усиления (enhancement) характеристик явлений, участвующих в коммуникационных актах, например, радио передает на расстоянии и усиливает звук;

— Новое средство коммуникации выводит из использования старое средство, существовавший ранее (obsolesces), например, на смену ксилографических книге распространилась печатная книга;

— Новое средство коммуникации возвращает утраченные ранее характеристики, но в новой форме и на новом уровне (retrieves), например, радио возвращает (retrieval) устную коммуникацию, телевидение возвращает возможность коллективного восприятия информации в форме просмотра передач;

— Средство коммуникации, который достиг своего полного и исчерпывающего развития, испытывает полного изменения, превращается в новое медийное явление и, возможно, в полную противоположность тому, что было раньше (reversal), например, радио, основанное на акустике, переходит в телевидение, аудиовизуальную сферу.

Взаимопроникновение отраслевых технологий

В современных условиях интеграции, взаимопроникновение отраслевых технологий, глобальной дигитализации всех сфер общественной деятельности и, в частности, новых медиа особую актуальность приобретают идеи Маклюэна по синкретичности научных исследований. Он доказал возможность и необходимость объединения исследований массовых коммуникаций и других дисциплин (биологии, литературы, риторики, психологии, информационных технологий). Маршалл и Эрик Маклюэн утверждали, что сформулированные ими законы, разъясняющие историю и сущность медиа, можно применить не только в сфере массовой коммуникации, но и в других сферах: «любая процедура, любой стиль, любой артефакт, любой стих, песня, технологическая новинка, теория, технология — любой продукт человеческой мысли демонстрирует эти же четыре измерения».

Так, канадский исследователь еще в 1940-1950-х гг в переписке с американским поэтом-модернистом Е. паундов, обсуждая проблемы и искусства, пришел к выводу, что в изучении СМИ следует использовать лингвистический и литературоведческий анализ. М. Маклюэн высказал идею использования биологии и психологии для изучения устных и письменных коммуникаций, языка, литературы. Развивая биологическую тему ученый утверждал, что различные средства коммуникации является продолжением человека. Его фундаментальный труд по теории коммуникации вышла в свет под красноречивым названием «Понимание средств коммуникации: Продолжение человека». По мнению Маклюэна, перо и авторучка является продолжением руки человека, телевидение — его глазами, компьютер — продолжение мозга и всей психической системы.

В своих работах М. Маклюэна удалось создать стройную теорию коммуникации, согласно которой новые коммуникационные технологии играют главную роль в формировании общественной формации и прогресса. «Законы медиа» Маклюэна — теория тетрад — стала моделью для анализа медийных процессов, на которых основываются современные исследования.

Трансформация средств массовой коммуникации

Ключевым признаком трансформации средств массовой коммуникации является системный, всеобъемлющий характер изменений в жизнедеятельности социума. Так, по мнению украинского ученого В.В. Резуна, «трансформация и глобализация системы масс-медиа порождает изменение, в свою очередь, общественно-политической и экономической систем, которые тоже трансформируются. Трансформация и глобализация системы массовой коммуникации, однако, не является первопричиной социально-экономических изменений: модернизация технологий, развитие науки и техники, а также общественно-экономическое развитие способствовали развитию системы массовой коммуникации».

Рассматривая трансформационные, глобализационные процессы в сфере социальных коммуникаций и отдавая неоспоримое первенство технической революции в образовании глобальных масовокомуникацийних систем, А.В. Зернецка, анализируя причины отставания Украины от Запада в этом аспекте, к ключевым факторам образования глобальных трансформированных систем коммуникации причисляет также экономическое развитие, социально-психологического готовность коммуникаторов к образованию глобальной системы коммуникации и активного вхождения в мировые информационные системы. Есть, исследовательница рассматривает трансформацию социальных коммуникаций как следствие действия системы социальных, экономических, технологических, культурных, этнических факторов.

Читайте также  Политика департамента по работе с персоналом, на примере компании «Ядзаки Европа»

В условиях системной трансформации средств массовой коммуникации весомой проблемой является необходимость соблюдения соответствия коммуникационного процесса общественным информационным потребностям. В работах Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурский, С.Г. Свитич, М.В. Шкондин исследуется уровень адекватности деятельности СМИ и общественных потребностей в таких аспектах, как роль СМИ в новом информационном пространстве, системные связи в информационной структуре, закономерности функционирования СМИ как информационной системы экономического сообщества и политической организации общества. Системные трансформационные процессы в медиа-среде является следствием как глобальных, общих изменений, так и изменений в экономике самих медиасистем.

Процессы системной трансформации медиа порождаются воздействием технологического и экономической среды, в которой функционируют современные СМИ

Трансформационные изменения медиа находят свое выражение в форме структурно-функциональной модернизации СМИ, когда развитие рыночных отношений, различных видов рынка (потребительского, финансового, промышленного, международного, рынка крупных посреднических организаций) вызывает рост потребностей в актуальной, объективной и своевременной информации. В контексте структурно-функциональной перестройки медиасистемы разворачиваются конвергенционные процессы, которые являются проявлением сращивания традиционных медийных технологий и технологий менеджмента и информатики.

Структурно-функциональная модернизация СМИ охватывает систему технологических и экономических факторов, связанных между собой тесными причинно-следственными связями:

— Расширение спектра традиционных функций журналистики (информационная, образовательная, развлекательная), появление новых функций СМИ: рекламной функции, функции менеджмента (PR), функции «третейского судьи» для решения внутри-и межкорпоративных конфликтов; функции медиатора политических взглядов с ориентацией на внешнюю аудиторию (клиентуру, субъектов экономической среды); функции корпоративного издания по декларации общественно-политических взглядов отдельных лиц или групповой аудитории; функции корпоративного издания как политического организатора коллектива самой корпорации во время избирательной компании, решения общественно важных вопросов; функции корпоративного издания как участника процесса самокерування, самоорганизации СМИ в условиях демассификации медиасистемы;

— Развитие типологической структуры СМИ, появление новых типов изданий — деловой прессы, корпоративных (клиентских и отраслевых) изданий, которые являются конкурентоспособными на медиарынке СМИ; деловая пресса возникла как следствие формирования в стране финансовой и промышленной элиты; модели корпоративных изданий основываются преимущественно на интересах субъектов государственного и корпоративного управления; корпоративные медиа как относительно новый тип прессы составляют весомый сегмент в экономической системе СМИ; деловая пресса, корпоративные издания формируются как медиа, зависимые от инвестиционных бюджетов; стратегии их развития нацелены прежде всего на удовлетворение потребностей инвесторов и рекламодателей, в меньшей степени — на удовлетворение информационных потребностей социальных групп;

— Упрочение тренда развития и функционирования СМИ: среди печатных СМИ — преобладание региональных над общенациональными; среди электронных (теле-, радиопрограмм) СМИ — преобладание общенациональных над региональными, что обусловлено необходимостью значительного первоначального капитала, ограниченностью частот; такие тенденции обусловлены изменением структуры информационных потребностей потребительской аудитории, рост интереса к региональным предпринимательских, социальных, политических, культурных проблем;

— Бурное развитие медиабизнеса, самоидентификация медиа отрасли происходит вследствие концентрации СМИ в руках крупного бизнеса и возникновения медиамонополий; одновременно доминирование в медиа-среде зарубежных транснациональных корпораций, обусловлено распространением мировых глобальных процессов, вызывает ущемление отечественных интересов по реализации национальной информационной политики, формирования национальной информационной среды.

Выводы

На современном этапе развитие СМИ происходит трансформационной моделью. В Медиасистема ведущие позиции занимают корпоративные и деловые издания, формируются и развиваются за счет инвестиционных бюджетов субъектов (банков, властных структур, крупных компаний, организаций), а также международные СМИ. В системе приоритетов трансформационной модели доминантные позиции занимает влияние на аудиторию в русле корпоративных интересов своих инвесторов, которые часто противоречат общественным интересам. Периферийные позиции модели занимает удовлетворения информационных потребностей общенациональной аудитории, обеспечение обмена информацией между членами общества, создание общенациональной идентичности.

Современная экономическая подсистема СМИ часто способствует функционированию манипулированных средств массовой информации, не создает предпосылки для формирования такого типа СМИ, который бы обеспечивал полноценную, своевременную информационное взаимодействие в масштабе всего социума. Перспективным аспектом дальнейших научных исследований трансформационных процессов СМИ является изучение влияния конвергенции на формирование новых медиа, развитие их типологической структуры.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *