Проблемы профессионального обучения персонала на производстве

Проблемы профессионального обучения персонала на производстве

Проблемы профессионального обучения персонала на производстве

Рассмотрены проблемы, которые тормозят развитие профессионального обучения персонала на производстве, предложен комплекс мер по повышению эффективности системы профессионального обучения.

На современном этапе развития рыночных отношений основой стабильной и эффективной работы каждого предприятия является наличие персонала, который способен и готов работать, а также обладает высоким уровнем профессионализма, то есть человеческий фактор является главным фактором производства, а расходы на повышение квалификации персонала считаются необходимыми и эффективными инвестициями предприятия. Рост кадрового потенциала достигается только при условии его постоянного развития, то есть благодаря профессиональному обучению.

Профессиональное обучение является процессом целенаправленного формирования у работников специальных знаний, а также развитие необходимых навыков и умений, которые позволяют повышать производительность труда, максимально качественно выполнять функциональные обязанности, осваивать новые виды деятельности с целью достижения стратегических целей предприятия.

Целью исследования является разработка рекомендаций по направлениям повышения эффективности профессионального обучения персонала на производстве в современных условиях развития экономики.

Традиционная модель организации профессионального обучения обычно состоит из трех стадий: планирование, реализации и оценки. Системность непрерывного обучения реализуется в наличии обратной связи в данном процессе, то есть это означает, что результаты последнего этапа анализируются и учитываются на первом.

При организации обучения осуществляется:

1. Выявление потребности в обучении работников с помощью анализа и сопоставления знаний, умений и навыков, которыми обладает персонал, а также необходимые для осуществления целей предприятия.
2. Разработка плана обучения, которая включает следующие действия: составление программы обучения, содержание которой определяется целью, отражающий потребности в профессиональном обучении работников, а также характеристиками потенциальных учеников; выбор преподавателей, то есть своих или приглашенных со стороны; выбор методов и форм обучения, анализируя преимущества и издержки; определение сроков обучения; разработка критериев оценки эффективности обучения; распределение расходов на обучение. Итогом планирования готов, утвержден высшим руководством детальный план обучения работников предприятия.
3. Реализация плана обучения, которая предусматривает непосредственную подготовку, организацию и проведение обучения. Особенностью этого этапа является выявление недостатков имеющихся планов, при системной работе позволит избежать проблем в будущем.
4. Оценка эффективности обучения. Основная задача оценки — понять, в полной мере работники используют знания и навыки, которые они получили в результате обучения.

Читайте также  Влияние научно-технического прогресса на конкурентоспособность персонала организации

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что органы государственной власти должны контролировать инвестиции на развитие системы профессионального обучения персонала.

Проблемы связанные с обучением, подготовкой, переподготовкой персонала

В стране существует ряд проблем, связанных с обучением, подготовкой, переподготовкой персонала, главной проблемой выступает материальное обеспечение как со стороны государства, так и со стороны самих предприятий.

Важным направлением развития такого обучения должно быть стимулирование работодателей со стороны государства к увеличению размера расходов на организацию профессионального обучения. Также актуальным направлением развития профессионального обучения персонала на производстве является внедрение современных инновационных методик обучения. Накопленные человечеством объемы знаний постоянно растут, в разных сферах деятельности внедряются инновационные технологии, повышают гибкость занятости населения, имеющего оказаться в изменении существующих методик профессионального обучения. Необходимость реализации модульного профессионального обучения связана с современными процессами, которые происходят на рынке труда и на рынке образовательных услуг. Прежде необходимо восстановление трудовых навыков квалифицированных кадров, в том числе безработных. Эффективная профессиональная подготовка в соответствии с требованиями современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы и эффективности системы профессиональной подготовки в целом, что должно основываться на «факторе компетентности», обеспечение условий для непрерывного профессионального образования, обеспечение развития профессионального обучения кадров на производстве.

Читайте также  Источники поиска рабочих кадров в современных условиях

Другой проблемой, тормозящей не только развитие системы профессионального обучения кадров на производстве, но и личностное развитие работников, является недостаточная их мотивация, негативно влияет как на конкурентоспособность отдельного работника, так и предприятия в целом. Работники мало заинтересованы вкладывать средства в свою профессиональную подготовку из-за отсутствия для этого достаточных стимулов, говорится о низком уровне заработной платы. Кроме того, общеизвестно, что высокий уровень профессионального мастерства не всегда сопровождается повышением уровня заработной платы.

Исследование основных проблем по развитию профессионального обучения персонала на производстве позволило автору сделать следующие выводы:

1) ограничение со стороны государства размера выплат на проведение профессионального обучения, включаются в валовые затраты предприятия;
2) сложная, длительная и затратная процедура получения разрешений на проведение обучения кадров на производстве;
3) недостаточная заинтересованность работодателей вкладывать средства в профессиональное обучение из-за отсутствия механизма их возврата в случае увольнения работника;
4) незаинтересованность работников вкладывать средства в свою профессиональную подготовку из-за отсутствия достаточных материальных стимулов (низкий уровень оплаты труда);
5) недостаточный уровень использования современных технологий профессионального обучения.

Учитывая указанные проблемы, а также учитывая существующий социально-экономическое положение страны, в том числе состояние профессиональной подготовки в профессионально-технических и высших учебных заведениях, диспропорции на рынке труда, безработица, сейчас крайне важно разработать эффективный механизм организации системы профессионального обучения кадров на производстве.

Таким образом, существует целый ряд проблем развития системы профессионального обучения персонала на производстве, для решения которых требуется значительное материальное обеспечение со стороны государства, а также качественной системы подготовки со стороны предприятия, обеспечение мотивации работников к вложению средств в собственную профессиональную подготовку путем проведения эффективной государственной политики в сфере оплаты труда, обеспечение реализации инновационных методов профессионального обучения.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *