Психологические особенности подготовки специалиста

Психологические особенности подготовки специалиста

Психологические особенности подготовки специалиста

В условиях трансформации общества особый смысл приобретает проблема адаптации специалистов к быстрым изменениям как в социально-экономической, так и в культурно-образовательной сферах жизни. Современное динамичное, конкурентное общество требует подготовки специалистов нового типа, а именно таких, которые могли бы проявлять креативность, нестандартность в принятии решений, быть мобильными и эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Их подготовка возлагается на высшие учебные заведения (ВУЗ). Уровень готовности выпускников вузов к такой деятельности, по результатам наших исследований, остается пока недостаточным. Это обусловлено как объективными факторами (высокой динамикой социально-экономических изменений, недостаточной учебно-материальной базой вуза, недостаточной профессиональностью преподавателей и др.), так и субъективными (психологической неготовностью молодежи к профессиональной деятельности в нынешних условиях).

Назрела необходимость проведения теоретического анализа обще психологическую, профессиональных способностей, необходимых современному специалисту. Среди таких интегральных качеств, свойств личности нами выделены профессиональную мобильность и социальную компетентность.

Вопрос о необходимости и практической значимости формирования профессиональной мобильности современных специалистов рассматривался в научных трудах таких исследователей. Они посвящены в основном анализу педагогической деятельности. Некоторые, профессиональную мобильность рассматривают как способность человека в течение жизни переучиваться и менять род занятий. Такая мобильность обусловлена ​​различными обстоятельствами, которые ученый подразделяет на внутренние и внешние. Внешние обстоятельства определяются изменениями в среде, связанные с жизнедеятельностью человека. Они могут носить как глобальный, так и индивидуальный характер. Внутренние обстоятельства оговариваются индивидуально-психологическими особенностями, связанные с направленностью личности, и могут определяться мотивацией успеха, что способствует стремлению личности к совершенствованию профессиональных навыков, саморазвития, карьерного роста.

В Китае считают, что профессиональная мобильность — это качество, что является необходимым для успешности личности в современном в обществе. Достижения профессиональной мобильности и повышение ее уровня способствует удовлетворению как базовых потребностей человека, так и потребностей более высокого уровня, среди которых — получение социального статуса, развитие духовности, саморазвитие и тому подобное. Профессиональная мобильность специалиста — это его способность к инновациям, к быстрой адаптации в профессиональных ситуациях, которые постоянно меняются; гибкость установок личности, позволяет квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность; способность адекватно оценивать результаты труда и очерчивать новые перспективы собственной деятельности.

Читайте также  Приоритеты трансформационной модели развития социальных коммуникаций

Она предусматривает развитие ряда умений и качеств, в частности:

— быстро адаптироваться к изменениям ситуаций за счет владения экстрафункциональных и поле профессиональными знаниями и умениями;
— самостоятельно решать типичные и нестандартные проблемы, задачи профессионального характера;
— строить межличностные отношения в коллективе и продуктивно взаимодействовать с коллегами и т.д.;
— совмещать при необходимости менеджерские и исполнительные функции;
— быть ответственным за качество результата своего труда;
— быть готовым к инновациям в деятельности.

Вопрос конкурентоспособности специалиста является вопросом не столько экономическим, сколько психологическим (ведь страх остаться без материальных средств существования также присутствует). На первый план уже выступают не добросовестность или исполнительная дисциплина, а умение анализировать и прогнозировать, правильно оценивать свои возможности, быть коммуникативным, уметь рисковать и не бояться нового, стремиться к инновациям, быть инициативным, оптимистичным и тому подобное.

Другой важной личностной чертой специалиста является компетентность (от латинского — «competens», что означает надлежащий, способный), под которой понимают систему способностей к чему-то, а по нашему мнению, психологическую готовность личности к выполнению определенной деятельности. Отдельные авторы указывают, что это определенная сумма знаний личности, что позволяет ей судить о чем-то, выражать свое мнение.

Социальная компетентность по-разному представляется учеными, а именно, ее рассматривают, как:

— Личностную характеристику индивида, которая призвана обеспечить его эффективную интеграцию в окружающую его действительность, основу процессов самоопределения и самореализации;
— Интегральную характеристику, которая объединяет социальные мотивы, знания, навыки, позволяющие эффективно действовать;
— Интегральную личностную образование, категориальные конкретные социальные знания, является качеством руководства к действию, субъектную способность к самоопределению, личностное умение осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека — как зрелость духовную, гражданскую, профессиональную. Но во всех этих проявлениях она всегда оказывается как ориентация личности на сотрудничество, на кооперацию совместных усилий, на гармоничное, справедливое сочетание интересов, причем исключается конформность;
— Показатель эффективного взаимодействия со средой, проявляется непосредственно в социальных отношениях и является критерием уровня адаптации личности к успешному выполнению заданной социальной роли.

Читайте также  Корпоративная культура организации или пьянка пример из жизни

Теоретический анализ результатов исследований особенностей социальной компетентности специалистов позволяет заключить, что сегодня нет единой точки зрения относительно структуры и сущности этого понятия.

Основной мыслью некоторых учёных является то, что содержание социальной компетентности охватывают взаимосвязи знаний, умений, навыков и опыта.

В личностном аспекте социальная компетентность представляется как интегральная черта, в которой можно выделить следующие компоненты:

1) мотивационно-личностный;
2) когнитивный;
3) операционный.

Другие предлагают выделить другие составляющие социальной компетентности, а именно: значимый компонент (владение знаниями содержания компетентности) мотивационный (готовность к проявлению компетентности) ценностно-смысловой компонент (отношение к содержанию компетентности и эмоционально-волевая регуляция процесса и результата реализации компетентности) поведенческий компонент (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях).

Проведенный нами анализ работ, посвященных проблеме социальной компетентности, засвидетельствовал отсутствие четкой ее структуры и определенную необоснованность сущности самого понятия. В это это требует разработки в дальнейшем практически значимой структуры профессиональных качеств личности успешного специалиста и поиска путей их формирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что такие интегральные качества личности как мобильность и социальная компетентность крайне важны для профессиональной деятельности и их необходимо развивать у студентов вузов с целью успешной их профессиональной адаптации в условиях нынешнего общества.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *