Психологические особенности подготовки специалиста

Психологические особенности подготовки специалиста

Психологические особенности подготовки специалиста

В условиях трансформации общества особый смысл приобретает проблема адаптации специалистов к быстрым изменениям как в социально-экономической, так и в культурно-образовательной сферах жизни. Современное динамичное, конкурентное общество требует подготовки специалистов нового типа, а именно таких, которые могли бы проявлять креативность, нестандартность в принятии решений, быть мобильными и эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Их подготовка возлагается на высшие учебные заведения (ВУЗ). Уровень готовности выпускников вузов к такой деятельности, по результатам наших исследований, остается пока недостаточным. Это обусловлено как объективными факторами (высокой динамикой социально-экономических изменений, недостаточной учебно-материальной базой вуза, недостаточной профессиональностью преподавателей и др.), так и субъективными (психологической неготовностью молодежи к профессиональной деятельности в нынешних условиях).

Назрела необходимость проведения теоретического анализа обще психологическую, профессиональных способностей, необходимых современному специалисту. Среди таких интегральных качеств, свойств личности нами выделены профессиональную мобильность и социальную компетентность.

Вопрос о необходимости и практической значимости формирования профессиональной мобильности современных специалистов рассматривался в научных трудах таких исследователей. Они посвящены в основном анализу педагогической деятельности. Некоторые, профессиональную мобильность рассматривают как способность человека в течение жизни переучиваться и менять род занятий. Такая мобильность обусловлена ​​различными обстоятельствами, которые ученый подразделяет на внутренние и внешние. Внешние обстоятельства определяются изменениями в среде, связанные с жизнедеятельностью человека. Они могут носить как глобальный, так и индивидуальный характер. Внутренние обстоятельства оговариваются индивидуально-психологическими особенностями, связанные с направленностью личности, и могут определяться мотивацией успеха, что способствует стремлению личности к совершенствованию профессиональных навыков, саморазвития, карьерного роста.

В Китае считают, что профессиональная мобильность — это качество, что является необходимым для успешности личности в современном в обществе. Достижения профессиональной мобильности и повышение ее уровня способствует удовлетворению как базовых потребностей человека, так и потребностей более высокого уровня, среди которых — получение социального статуса, развитие духовности, саморазвитие и тому подобное. Профессиональная мобильность специалиста — это его способность к инновациям, к быстрой адаптации в профессиональных ситуациях, которые постоянно меняются; гибкость установок личности, позволяет квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность; способность адекватно оценивать результаты труда и очерчивать новые перспективы собственной деятельности.

Читайте также  Конфликтное наполнения информации как фактор формирования мышления аудитории

Она предусматривает развитие ряда умений и качеств, в частности:

— быстро адаптироваться к изменениям ситуаций за счет владения экстрафункциональных и поле профессиональными знаниями и умениями;
— самостоятельно решать типичные и нестандартные проблемы, задачи профессионального характера;
— строить межличностные отношения в коллективе и продуктивно взаимодействовать с коллегами и т.д.;
— совмещать при необходимости менеджерские и исполнительные функции;
— быть ответственным за качество результата своего труда;
— быть готовым к инновациям в деятельности.

Вопрос конкурентоспособности специалиста является вопросом не столько экономическим, сколько психологическим (ведь страх остаться без материальных средств существования также присутствует). На первый план уже выступают не добросовестность или исполнительная дисциплина, а умение анализировать и прогнозировать, правильно оценивать свои возможности, быть коммуникативным, уметь рисковать и не бояться нового, стремиться к инновациям, быть инициативным, оптимистичным и тому подобное.

Другой важной личностной чертой специалиста является компетентность (от латинского — «competens», что означает надлежащий, способный), под которой понимают систему способностей к чему-то, а по нашему мнению, психологическую готовность личности к выполнению определенной деятельности. Отдельные авторы указывают, что это определенная сумма знаний личности, что позволяет ей судить о чем-то, выражать свое мнение.

Социальная компетентность по-разному представляется учеными, а именно, ее рассматривают, как:

— Личностную характеристику индивида, которая призвана обеспечить его эффективную интеграцию в окружающую его действительность, основу процессов самоопределения и самореализации;
— Интегральную характеристику, которая объединяет социальные мотивы, знания, навыки, позволяющие эффективно действовать;
— Интегральную личностную образование, категориальные конкретные социальные знания, является качеством руководства к действию, субъектную способность к самоопределению, личностное умение осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека — как зрелость духовную, гражданскую, профессиональную. Но во всех этих проявлениях она всегда оказывается как ориентация личности на сотрудничество, на кооперацию совместных усилий, на гармоничное, справедливое сочетание интересов, причем исключается конформность;
— Показатель эффективного взаимодействия со средой, проявляется непосредственно в социальных отношениях и является критерием уровня адаптации личности к успешному выполнению заданной социальной роли.

Читайте также  Международный опыт охраны труда

Теоретический анализ результатов исследований особенностей социальной компетентности специалистов позволяет заключить, что сегодня нет единой точки зрения относительно структуры и сущности этого понятия.

Основной мыслью некоторых учёных является то, что содержание социальной компетентности охватывают взаимосвязи знаний, умений, навыков и опыта.

В личностном аспекте социальная компетентность представляется как интегральная черта, в которой можно выделить следующие компоненты:

1) мотивационно-личностный;
2) когнитивный;
3) операционный.

Другие предлагают выделить другие составляющие социальной компетентности, а именно: значимый компонент (владение знаниями содержания компетентности) мотивационный (готовность к проявлению компетентности) ценностно-смысловой компонент (отношение к содержанию компетентности и эмоционально-волевая регуляция процесса и результата реализации компетентности) поведенческий компонент (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях).

Проведенный нами анализ работ, посвященных проблеме социальной компетентности, засвидетельствовал отсутствие четкой ее структуры и определенную необоснованность сущности самого понятия. В это это требует разработки в дальнейшем практически значимой структуры профессиональных качеств личности успешного специалиста и поиска путей их формирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что такие интегральные качества личности как мобильность и социальная компетентность крайне важны для профессиональной деятельности и их необходимо развивать у студентов вузов с целью успешной их профессиональной адаптации в условиях нынешнего общества.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *