Психофизиологические и валеологические аспекты развития персонала

Психофизиологические и валеологические аспекты развития персонала

Психофизиологические и валеологические аспекты развития персонала

Развитие персонала предприятий на сегодня является одним из наиболее значимых рычагов, обусловливает возможности повышения эффективности функционирования хозяйственного механизма как на уровне предприятия, так и страны в целом. Ведь именно от уровня соответствия человеческих ресурсов текущим и будущим потребностям предприятия зависят и способность последнего двигаться со скоростью, присущей научно-техническому прогрессу, и способность преодолевать препятствия, возникающие на пути реализации целей предприятия.

Управление развитием персонала

Исходя из концепции рассмотрения человека как сложной кибернетической системы, объединяющей когнитивный, эмоциональный и физиологический компоненты, следует отметить, что изменения в состоянии любого из них должны быть согласованы с другими. Таким образом, управление развитием персонала целесообразно представить как целенаправленное изменение комплекса характеристик работника, характеризующие его производственное состояние и приводят к появлению и развитию новых качеств и компетенций. Необходимость многоаспектного обеспечения эффективности развивающих процессов и неудовлетворительная разработанность вопрос о роли психофизиологических аспектов развития обусловливает актуальность анализа влияния физиологических и валеологических факторов и возможности их использования предприятием.

Вопросы оптимизации производственного состояния работника уже длительное время исследуется учеными в таких областях, как эргономика, психология и психофизиология труда. Снижение уровня стресса, повышения работоспособности, оздоровления персонала — актуальны и приоритетными для многих современных предприятий. Решение этих вопросов позволяет предприятию сократить расходы, связанные с временной потерей трудоспособности, снижением производительности труда и повысить потенциал работников.

Читайте также  Роль педагога в современных условиях развития общества

В то же время, эмпирический опыт в этой сфере (организация физкульт-паузы, рациональная организация режима труда и отдыха, мероприятия по поддержанию физической формы работников, антистрессовые мероприятия, социально медицинское обслуживание) почти не используется при построении и реализации процессов развития персонала.

К ключевым особенностям процесса развития человека следует отнести: необходимость преодоления стресса, вызванного новыми требованиями; необходимость построения психофизиологического основу для преодоления нагрузок, характер которых меняется; необходимость формирования состояние повышенной концентрации внимания и развития рефлексии (для осознания и овладения новой структурой деятельности). Учитывая, что все указанные особенности должны рассматриваться также с позиции повышения качества трудовой жизни, психофизиологические инструменты должны также быть дополнены валеологического, то есть такими, которые способствовали бы объективному улучшению состояния здоровья работающих. Поскольку развитие персонала не относится к разовых мероприятий, а является постоянным элементом стратегии предприятия, то актуальной является построение системы психофизиологического и валеологического обеспечения процессов развития.

В контексте указанных особенностей процесса развития персонала следует обратить внимание по крайней мере на такие психофизиологические явления, как:

— повышение продуктивности деятельности и функциональных возможностей путем использования практик висцеральной терапии (Ж. Барраль, Л. Васильева, О. Огулов);
— повышение защитных возможностей организма, физической и умственной работоспособности путем использования дыхательных систем (К. Бутейко, А. Стрельниковой, Ю. Вилунаса, В. Фролова);
— повышение производительности при ритмической организации деятельности (Р. Бюхер, Н. Збруева);
— повышение функциональных возможностей организма при использовании психофизических систем тренировки (гимнастика Мюллера, различные виды физических и телесно-ориентированных практик).

Читайте также  Сущность организации повышения квалификации у государственных служащих

Указанные психофизиологические методы коррекции функционального состояния является малозатратным, не требуют значительного времени для овладения ими и при использовании для коррекции состояния в производственном процессе, могут быть легко приспособлены к режиму труда и специфики производственной среды любого предприятия. Они также не содержат существенных медицинских противопоказаний для применения и являются гибко видоизменяются в зависимости от индивидуальных особенностей работника. Их рациональное сочетание и комплексное использование может положительно повлиять на адаптивные возможности, а следовательно — способствовать основным целям профессионального развития.

Дальнейшие исследования следует направить на разработку модели выбора методов психофизиологического сопровождения процесса развития персонала в зависимости от ситуационных факторов и особенностей предприятия. Также целесообразно определить граничные условия целесообразности использования указанного комплекса методик и его оптимальную структуру составляющих.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *