Пути усовершенствования государственного управления занятости населения

Пути усовершенствования государственного управления занятости населения

Пути усовершенствования государственного управления занятости населения

Осуществление государственного управления процессом занятости на современном этапе развития страны является качественным индикатором эффективности государственной социально-экономической политики. Уровень государственного управления процессом занятости населения непосредственно определяется состоянием экономики, в котором сейчас находится страна. Среди проблем на рынке труда сложной оставалась структура занятости и ее эффективность, что, непосредственно была связана с ситуацией в различных секторах экономики, нелегальной трудовой миграции и теневой занятостью.

Неэффективная структура занятости отражала модель экономического развития, которая базировалась на дешевой рабочей силе. Поэтому современное состояние экономики требует от органов государственного управления выработки особенно взвешенной политики в сфере занятости, поскольку только положительные изменения структуры занятости. В частности, свободное перемещение рабочей силы, приводит к структурным сдвигам, могли обеспечить выход страны из кризиса и переход к экономическому росту.

Главной задачей государственного управления процессом занятости населения сегодня должна стать переориентация курса решения социальных проблем на расширение рынка труда. А это требует четкой организации помощи в предоставлении или поиска работы всем, кто желает работать. И только комплексное решение этих проблем может привести к их успешного решения.

Политика занятости

Политика занятости предоставляет определенности системе приоритетов государственного вмешательства в экономику и социальную сферу страны, позволяет обоснованно различать цели государственного управления и средства их достижения. Но каждому этапу развития общества соответствует определенная концепция занятости, поскольку она освещает процессы функционирования общества. Поэтому концепция занятости не является чем-то неизменным, и ее приоритеты, направления развития и другие аспекты могут меняться, оставляя, однако, неизменной социально-экономическую сущность занятости. Следует отметить, что достижение максимально возможной занятости исходит из современного состояния экономики, в котором сейчас находится страна. Только современный подход к занятости в государственной политике и, что особенно важно, на региональном и местном уровне дает правильное направление решения всех сложных вопросов занятости населения.

Главными функциями органов государственного управления по осуществлению политики занятости населения являются:

— определение цели и задач государственного управления занятостью населения;
— формирование стратегии, текущих и долгосрочных программ занятости;
— координация интересов всех субъектов государственного управления процессом занятости;
— стимулирование процессов социально-экономического развития для решения проблем занятости;
— мониторинг и анализ результатов политики занятости; контроль выполнения определенных задач.

Важным условием реализации этих функций является эффективная деятельность всех институтов, которые определяются как субъекты осуществления политики занятости, выработки научно обоснованного прогнозирования процессов, происходящих на рынке труда. В современных условиях государство по-новому начинает оценивать суть проблемы и свои задачи, вытекающие из общего состояния ее социально-экономического развития. Одной из существенных признаков новой парадигмы управления процессом занятости населения является вступления системного характера, соответствует тем изменениям, которые происходят на уровне объектов управления.

Системный подход к занятости

В частности, системный подход предполагает выделение моделей управления на их общегосударственном, региональном и локальном уровнях. Поскольку занятость населения является проблемой многогранной, комплексной, то стороне от нее не могут существовать все структуры государственного управления. Указанная позиция основывается на том, что именно они в той или иной степени задействованы в разработке и выполнении национальной политики занятости населения, Государственной и региональных программ занятости.

Осуществление политики занятости государственными органами управления на основе системного подхода должно строиться по следующим четырем принципам:

  • подчиненность требованиям развития общества, экономики;
  • приоритетность мер, обеспечивающих социально-политическую стабильность в обществе;
  • создание экономических условий для достойного уровня благосостояния людей;
  • устранение или минимизация неравенства в получении и сохранении работы, уровня жизни, возникает по причинам инвалидности, семейных обстоятельств и других объективных факторов и т.д..

Очень важным в деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики занятости населения является соблюдение принципа субсидарности. Сущность которого заключается в обеспечении подчиненности целей, ориентиров и рычагов государственного управления социальной сферы, осуществляется на разных уровнях управления. Их интегрированности на государственном, региональном и локальном уровнях с целью формирования структурно целостной системы реализации политики занятости населения. В частности, на государственном уровне должны разрабатываться национальные приоритеты политики занятости, государственные программы занятости, законодательная и нормативная база.

Особенность регионального развития

На региональном уровне определяется стратегия осуществления политики занятости с учетом специфики и особенностей регионального развития, размещения и территориальной организации производства. На отраслевом и производственном уровнях политика занятости связывается с конкретными производственно-экономическими задачами. Поскольку региональная политика тесно связана с национальным самоопределением государства, общеэкономической и социальной политикой, то в период трансформации взаимосвязь общегосударственной и непосредственно политики регионов должен быть тесным и эффективным.

Читайте также  Социальная реклама как средство реализации Государственной политики занятости населения

Осуществление государственной политики занятости населения на региональном уровне предполагает осуществление ряда важных мероприятий. Во-первых, следует согласовывать государственную политику занятости со структурной перестройкой экономики региона и стимулировать различные формы предпринимательства. В том числе путем снижения налогового давления на отечественного товаропроизводителя.

Во-вторых, важно активизировать финансовую поддержку предприятий всех форм собственности. Которые создают новые рабочие места и развивают местную инфраструктуру.

В-третьих, целесообразно предусмотреть предоставление налоговых льгот отечественным и зарубежным инвесторам при условии, что их инвестиции будут направляться на расширение сферы производительного труда и производство конкурентоспособной продукции.

Необходимо постоянно внедрять региональные программы поддержки малого бизнеса в депрессивных районах области, которые должны обеспечить стимулирование создания новых рабочих мест и одновременное обучение предпринимателей. Следует усилить контроль по реализации мероприятий активной политики занятости с целью снижения продолжительности безработицы и повышения территориальной мобильности населения. Осуществлять реальную поддержку незанятых граждан в организации самостоятельной занятости.

Совершенствование регионального управления занятостью

В целом, совершенствование регионального управления занятостью, по нашему мнению, должен включать: структурную перестройку государственных и самоуправляющихся органов, направленную на качественное обеспечение занятости населения (составление функциональных обязанностей, повышение образовательного уровня специалистов, совершенствования политики социального партнерства, расширение сферы предоставления услуг населению ). Модернизацию Государственной службы занятости с усилением регионального компонента.

Решение органами государственного управления проблем занятости населения должно происходить на основе внедрения системы мер, которые предусматривают:

  • нормативно-правовое регулирования занятости и трудовых отношений;
  • гласности на основе всестороннего информирования населения о наличии вакантных рабочих мест;
  • структурно-инвестиционную политику, направленную на создание рабочих мест;
  • обеспечение социального партнерства всех субъектов рынка труда

Практическая реализация системы социального партнерства по созданию и сохранению действующих рабочих мест требует улучшения координации действий государственных органов исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов. Выделяемых на осуществление мероприятий, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости. В частности, для оперативного решения назревших вопросов занятости населения в регионе следует активнее привлекать в состав областной и районных (городских) советов социального партнерства депутатов всех уровней местного самоуправления.

Безусловно, важное значение для повышения эффективности государственного управления процессом занятости населения имеет зарубежный опыт решения проблем занятости. Этот опыт показывает, что роль государства в решении проблем занятости должна быть активной, и в то же время эта сфера деятельности требует взвешенности, научного прогнозирования, долгосрочного программно-целевого обоснования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что служба занятости успешно действует там, где она принадлежит государству, подчинена органам власти, имеет штат высококвалифицированных специалистов по вопросам занятости.

Национальные условия политику занятости населения

Понятно также, что проблема адаптации любого зарубежного опыта к нашим условиям достаточно сложная. В связи с этим важно понять общие, достаточно универсальны процессы, не забывая об особенностях применения этого опыта при совершенствовании национальной политики занятости. Учитывая мировой опыт и принимая его во внимание, необходимо разрабатывать свою, адаптированную под сложные национальные условия политику занятости населения.

Управление процессом занятости населения в стране должно учитывать прежде всего особенности отечественного рынка труда, которые отличаются от аналогичных аспектов в ряде развитых стран. Поэтому слепо копировать модели политики занятости других стран, успешно решают эту проблему, безусловно, нельзя. Приоритетным направлением совершенствования государственного управления занятостью населения глубокий анализ занятости, который должен рассматриваться не как чисто социальный феномен. Что приводит интерес только с позиции масштабов безработицы, его профессиональных аспектов. А быть значительно глубже, ведь структурный кризис экономики является и кризисом структуры занятости, сложившейся в народном хозяйстве страны.

В условиях длительного кризисного сокращения производства на фоне прогрессирующих инфляционных процессов проблема анализа и прогнозирования занятости населения предстает перед органами государственного управления как важное условие для эффективной разработки обоснованной комплексной системы мер по решению проблем занятости. Это дает возможность выявлять характер и тенденции процессов, происходящих и своевременно вмешиваться при необходимости их корректировки.

Совершенствование рынка труда

Но, в общем, вся работа по совершенствованию рынка труда должна осуществляться под лозунгом: «Лучше финансировать работу, чем безработицу», — заимствованным из Мюнхенского программы содействия занятости (которая, кстати, нашла широкое применение на Западе). Стержнем национальной политики занятости должна стать всесторонняя поддержка экономически активного населения, создание условий для его самореализации. Наличие в правовом механизме регулирования занятости населения законодательно-нормативных, социальных и организационно-административных составляющих, без сомнения. Это имеет большое значение для успешного решения существующих в этой сфере актуальных вопросов.

Но это не является достаточным для оптимального решения существующих в этой сфере проблем. Сегодня, по мнению большинства специалистов, основной проблемой рынка труда является не безработица. А именно низкий уровень заработной оплаты. Остаются низкими и несоответствующими общемировой практике показатели, характеризующие саму долю заработной платы в ВВП и себестоимости продукции.

Читайте также  Проблемы и последствия безработицы на современном рынке труда

Важным фактором снижения социальной напряженности между властью и наиболее уязвимыми слоями населения должна стать поддержка малого бизнеса. Прослойка людей, которые занимаются предпринимательством, составляет сейчас один из основных источников обеспечения социально-экономической активности населения.

Государственной поддержки предпринимательства

Цель государственной поддержки предпринимательства должна заключаться в создании условий для структурных изменений в экономике. Обеспечения устойчивого позитивного развития общества, пополнения бюджета. Формирование условий для обеспечения занятости населения, предотвращение безработицы, создание новых рабочих мест. Органы государственного управления должны гарантировать всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности. Равные права и создать равные возможности для доступа к материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и других ресурсов.

Необходимо четко определить общую, отраслевую и региональную потребности в рабочих местах как на текущий период, так и на перспективу. Анализ функций органов государственного управления в сфере занятости населения подтверждает, что на современном этапе часть функций государственного управления в этой сфере практически не выполняется, а часть требует совершенствования.

Поэтому систему органов государственного управления в сфере занятости населения следует освободить от несвойственных ей функций на национальном, региональном и местном уровнях. И одновременно сориентировать ее на предоставление населению тех государственных услуг в сфере занятости. Потребность в которых возникла в процессе формирования объективных процессов развития рынка труда в условиях реформирования национальной экономики. В частности, органы государственной власти должны не непосредственно вмешиваться в деятельность действующих и вновь созданных предприятий. А с помощью административных и экономических рычагов создавать соответствующие условия для изменения рынка труда в регионе, принимать активные меры по содействию продуктивной занятости и осуществлять социальную защиту незанятого населения.

Системы управления занятостью

Но реально изменить систему управления, учитывая оперативно все изменения, можно только при условии применения комплексного интегрального подхода при формировании структуры управления. Любой способ изменений в условиях деятельности системы управления занятостью не даст желаемого результата, если отвергнуто способностью системы к саморегуляции, ее согласованию с методами управления, которые применяются.

Изменения в системе управления занятостью, какими причинами они не были бы обоснованы, будут некачественными, если не касаться изменений по проблемам подбора, формирования и рационального использования кадрового персонала. Современные условия побуждают к необходимости иметь в структуре центров занятости не только специалистов по найму, увольнению, профориентации, но и экономистов, обладающих знаниями в области рыночной экономики, моделирующие и прогнозируют ее процессы. Персонал управления Государственной службы занятости должен иметь такой уровень подготовки и квалификации. Который давал бы ему возможность быть готовым к изменениям, принимать и адекватно реагировать на угрозы и вызовы внешней среды. Уметь в ситуации неопределенности принимать адекватные изменениям и вызовам решения.

Роль органов власти в управлении процессом занятости населения все растет, поэтому новые задачи, стоящие перед ними, требуют улучшения и усовершенствования их информационного обеспечения. Мировой опыт совершенствования государственного управления подтверждает, что именно информационно-аналитическое обеспечение следует рассматривать как важную задачу повышения эффективности деятельности на всех уровнях — государственном, отраслевом и региональном.

Система мониторинга рынка

Введение высоко компьютеризированной системы мониторинга рынка труда позволило бы более эффективно управлять занятостью населения, основательно прорабатывать рекомендации по регулированию всех процессов, происходящих на рынке. Основные направления и методы государственного управления занятостью населения свидетельствуют о необходимости постепенной трансформации курса экономического развития на социальные ориентиры. А это означает, что экономика должна функционировать для человека, а не наоборот, что защита социальной среды должен стать приоритетом для государственной политики занятости.

Накопленный опыт формирования рынка труда, а также осмысление теоретических моделей, которые уже реализованы в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствует. Что целесообразнее для условий страны является модель регулирования, которая адекватна социально-рыночной организации. Поскольку именно она объединяет принцип рыночной свободы хозяйствования (то есть сохранение собственной мотивации к труду и механизма саморегуляции производства) с принципом социального выравнивания (т.е. обеспечение равных условий, жизненных шансов для каждого).

Но с присущим экономике крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы при совершенства правовой базы, налогового законодательства, значительного «теневого» сектора. Для эффективного решения существующих на сегодня проблем занятости населения необходимо реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *