Регулирование миграционных процессов в системе формирования конкурентоспособности экономической системы страны

Регулирование миграционных процессов в системе формирования конкурентоспособности экономической системы страны

Регулирование миграционных процессов в системе формирования конкурентоспособности экономической системы страны

Миграция как составляющая международных экономических отношений повышает конкурентоспособность экономических систем за счет перераспределения человеческого потенциала (ЧП). Что выступает основным ресурсом развития современной экономики. Сегодня конкурентоспособность стран и регионов мира определяется технологическим развитием, прежде всего, информационным. Качественная составляющая человеческого потенциала. То есть наличие населения с соответствующим уровнем образования, является необходимым условием создания и эффективного использования новых технологий. Регионы сосредоточения высококвалифицированного человеческого потенциала — наиболее передовые технологические ячейки (Силиконовая Долина, Бомбей, Сеул, Кампинас), включающие прогрессивные производства и системы менеджмента и является двигателем развития экономик стран их локализации. Которые привлекают человеческий потенциал высокого качества со всего мира.

Международный перераспределение человеческого потенциала является одним из основных путей решения проблемы низкой конкурентоспособности ряда развивающихся стран и стран с переходными экономиками. Прежде всего, благодаря возможности управляемой мобильности квалифицированных трудовых ресурсов. Эффективное регулирование миграционных процессов, создание предпосылок для привлечения необходимого человеческого ресурса и сохранения имеющегося потенциала является залогом повышения конкурентоспособности этих стран, к которым относится и наша страна, и их устойчивого экономического развития.

В то же время недостаточное внимание уделяется вопросу национального регулирования средствами целостной миграционной политики. Что в современных условиях требуется необходимостью сохранения, привлечения и накопления человеческого потенциала. Данная политика должна учитывать широкий спектр отношений, возникающих в связи с миграционным перераспределением ЧП. То есть она должна быть направлена ​​на реализацию взаимных интересов стран происхождения, назначения и самих мигрантов в формировании и реализации человеческого потенциала.

Целью статьи является исследование основных проблем становления миграционной политики в стране и определение мер в направлении разработки комплексной миграционной политики. Которая способствовала бы эффективному перераспределению человеческого потенциала для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Международные договоры

Инструментом межнационального уровня, получивший наибольшее использование в осуществлении миграционного регулирования, стали международные договоры. Первые заключенные договоры преимущественно с соседними странами и странами СНГ акцентированы на определении условий трудовой деятельности и социальной защиты работников-мигрантов в этих странах, возможности сохранения и переноса прав пенсионного обеспечения.

Следующей серией двусторонних соглашений упрощался порядок миграционных перемещений между страной и некоторыми другими странами может быть установление безвизового режима.

Читайте также  Информационное обеспечение на рынке труда

Установление безвизового режима способствует беспрепятственному перераспределения человеческого потенциала и, соответственно, более эффективной его реализации в странах-участницах соглашения. Одновременно негативным последствием упрощения порядка поездок между странами возникает рост нелегальных миграционных потоков.

Интенсивность нелегальной миграции из восточного и южного направлений и ее транзитный характер через территорию страны в европейские страны обусловили необходимость разработки и подписания договоров о реадмиссии со странами-поставщиками нелегальных мигрантов и странами ЕС.

Основные требования на пути к отмене виз с ЕС включают:

— Внедрение и правовую защиту биометрических паспортов с вмонтированными электронными носителями информации, ратификации Конвенции Совета Европы «О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных»;

— Принятие базового закона, определяющего концепцию государственной миграционной политики;

— Модернизацию пунктов пересечения границ до уровня ЕС, что предполагает их оснащение современными техническими средствами, развитие единой базы данных государственной пограничной службы, установление тесного сотрудничества с пограничной агентством ЕС Frontex, а также европейской полицией Europol и судебным агентством Eurojust в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью;

— Совершенствование отечественного законодательства в сфере защиты прав беженцев и искателей убежища и создание центров временного пребывания для лиц, ищущих убежища.

Плана действий по либерализации с Европейским Союзом визового режима. Основные этапы выполнения Плана включают:

— Введение документов для выезда за границу с электронным носителем биометрической информации;

— Сотрудничество с ЕС по обмену образцами документов, удостоверяющих личность, и по вопросам безопасности таких документов;

— Осуществление мероприятий, связанных с обустройством и реконструкцией государственной границы, развитием Государственной пограничной службы;

— Активизацию межведомственного сотрудничества между правоохранительными и другими государственными органами, задействованных в управлении границами, в частности в выявлении и расследовании правонарушений, совершенных на границе;

— Принятие законодательных актов по совершенствованию миграционной политики в части оптимизации работы органов исполнительной власти, ответственных за миграционную политику;

— Осуществление мероприятий по социальной поддержке и защите прав граждан, которые возвращаются добровольно или в соответствии с Соглашением между страной и Европейским Сообществом о реадмиссии лиц;

Читайте также  Человеческий капитал: факторы развития

— Обеспечение мониторинга миграционной ситуации, активизации борьбы с нелегальной миграцией и выявлению нелегальных мигрантов, а также заключение с государствами происхождения (транзита) нелегальных мигрантов международных договоров о реадмиссии;

— Одобрение Концепции миграционной политики страны с целью проведения эффективной миграционной политики и утверждение мероприятий по ее реализации;

— Разработку и утверждение нормативно-правовых актов в сфере управления миграцией, обеспечение выполнения требований законодательства о предоставлении убежища, создание инфраструктуры для временного размещения беженцев и нелегальных мигрантов;

— Одобрение Концепции государственной политики в сфере борьбы с организованной преступностью и разработка плана мероприятий по ее реализации;

— Совершенствование законодательства по защите персональных данных;

— Обеспечение защиты прав граждан, иностранцев и лиц без гражданства на свободу передвижения по территории страны;

— Одобрение Стратегии борьбы с дискриминацией в стране.

Выполнение Плана действий по либерализации

Выполнение Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима может стать толчком к повышению эффективности государственного управления миграционными процессами. Но при этом актуальными остаются вопросы эффективного институционального обеспечения миграционной политики, является одной из основных проблем регулирования миграционных процессов. Становление специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам миграции сопровождалось нестабильностью решений и многочисленными изменениями структурного и функционального характера.

Законодательные меры регулирования миграционных процессов являются единичными, регулируют лишь отдельные сферы мобильности населения, направляются под давлением внешних факторов (к примеру, перспективой установления безвизового режима с ЕС и т.д.) и не учитывают необходимость комплексного видения и регулирования миграционных процессов. До сих пор не разработанным в миграционном законодательстве является комплекс мероприятий. Обеспечивающий создание условий для формирования и накопления человеческого потенциала путем миграционного перераспределения.

На современном этапе регулирования миграции требует развития всесторонней, устойчивой, и гибкой миграционной политики. Перспективой дальнейших исследований в данном направлении является создание и внедрение комплекса мероприятий миграционной политики в контексте общей стратегии социально-экономического развития и повышения ее конкурентоспособности в мировом масштабе. Основными целями внедрения комплекса мероприятий миграционной политики в этом русле выступают удовлетворения образовательно-квалификационной и демографической потребностей в человеческом потенциале, сохранения человеческого потенциала, повышения человеческого потенциала, эффективное использование человеческого потенциала для экономического роста.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *