Роль воспитателя — педагога в воспитании гражданина

Роль воспитателя - педагога в воспитании гражданина

Роль воспитателя — педагога в воспитании гражданина

Ученые разных времен указывали на тот факт, что любой профессионал, особенно учитель, должен быть прежде всего активным и сознательным гражданином своей Родины. По своему социально психологическим механизмом гражданственность выступает личностным образованием, в котором органично сочетаются чувства и сознание, причастность педагога к жизни, судьбе своей Родины. Выражая осмысления учителем своего Отечества, определенной социальной среды, нации, гражданственность актуализирует в личности педагога самосознание и чувство своего слияния с ними и одновременно отделяет личность от представителей других стран. Понятие гражданственности выражает самую высокую и сильную духовную силу, что приводит активную жизненную позицию учителя.

Идея гражданского воспитания личности, гражданственности учителя, построена на прочных моральных принципах, выступает ведущей в педагогическом наследии выдающегося педагога Сухомлинского. Понятие «гражданственность» и «патриотизм» Сухомлинский наполнил глубоким нравственным смыслом, рассматривая их в единстве с другими общечеловеческими ценностями: национальным сознанием, свободой, достоинством личности.

«Воспитать гражданина, — писал ученый, — значит воспитать настоящего человека. Идеал гражданина включает следующие качества: социальный оптимизм, умение дорожить святынями как личными ценностями и святынями сознания и сердца, понимание смысла жизни; гармоническое единство общей и личностной достоинства; чувство долга как стержень этической культуры; осознанная гражданская позиция, глубоко переживается. Быть настоящим человеком и гражданином — значит жить правильно, любить, высоко оберегать свое достоинство патриота, гражданина, труженика».

Мы чувствуем важность этого качества, поскольку именно сегодня от национального сознания, от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее нашего государства — ее свобода и независимость, благосостояние, мощь и слава.

Формирования гражданина в профессиональной подготовке

Учитывая актуальность проблемы, попробуем определить некоторые пути формирования гражданина в профессиональной подготовке будущего учителя
Развитие государства, забота о ее будущее выдвигают на передний план проблему гражданского воспитания. Ведь стабильность и могущество государства зависят от сознания ее граждан. Практика гражданского воспитания выступает как ценностно-деятельный процесс, обеспечивающий активное функционирование личности в окружающем социуме. Главное предназначение гражданского воспитания, определяет доминанту соответствующей практической деятельности, — формирование готовности и способности личности к позитивным изменениям социальной среды; к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в их интересах и собственного развития. Становление и развитие личности как полноценного субъекта возможно только при условии ее активного взаимодействия с социальной средой, деятельного участия в ее целенаправленных изменениях в процессе решения социально значимых и духовно-творческих задач.

Проблема гражданского воспитания очень сложная как в теоретическом так и в практическом ее решении. Это неоднократно подчеркивал В.А. Сухомлинский. Он писал: «Воспитание гражданина — одна из сложных проблем не только теории, но и практики педагогического процесса …».

Читайте также  Социоинновационные перспективы развития в деятельности предприятий торговли

Под гражданским воспитанием он понимал сложную, целенаправленную деятельность, обеспечивающая становление и развитие сознания, чувство собственного достоинства, мужества и патриотизма.

Идея гражданского воспитания личности, гражданственности учителя, построена на прочных моральных принципах, выступает ведущей в педагогическом наследии ученого. Понятие «гражданственность» и «патриотизм» В. Сухомлинский наполнил глубоким нравственным смыслом, рассматривая их в единстве с другими общечеловеческими ценностями: национальному самосознанию, свободой, достоинством личности. «Воспитать гражданина, — писал ученый, — значит воспитать настоящего человека.

Идеал гражданина включает следующие качества:

— социальный оптимизм, умение дорожить святынями как личными ценностями и святынями сознания и сердца, понимание смысла жизни;
— гармоническое единство общей и личностной Достоинства; чувство долга как стержень этической культуры;
— осознанная гражданская позиция, глубоко переживается.

Быть настоящим человеком и гражданином — значит жить правильно, любить, высоко оберегать свое достоинство патриота, гражданина, труженика».

Выдающийся педагог считал, что гражданское начало выступает важным звеном нравственности учителя. Каждый учитель должен стремиться к формированию устойчивой идейной сердцевины личности — гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, единства слова и дела. Педагогу необходимо сочетать высоконравственного, профессиональную деятельность с гражданской активностью на благо Родины. «Учителя, — писал В. Сухомлинский, — не случайно называют высоким именем народный. Его мудрость творит то сложное, что принято называть преемственностью поколений».

Гражданственность по праву можно считать одним из фундаментальных характеристик личности учителя. Педагог-гражданин верен своему народу, близок к нему. Он не замыкается в узком кругу своих собственных забот, а всю свою жизнь отдает в пользу народа.

По мнению выдающегося педагога, усвоение молодежью простых истин морали, общечеловеческих норм, умение жить в обществе, среди людей является залогом воспитания настоящего гражданина. Этот тезис позволяет определить основные приоритеты учебно-воспитательной работы в высшем педагогическом заведении: формирование личности педагога-гражданина. Именно этому надо уделить крупнейшей и серьезного внимания. Нам представляется вполне обоснованной позиция отдельных учебных заведений — создание соответствующего культурно-образовательного и воспитательного среды. Мы должны сделать все, чтобы весь учебно воспитательный процесс высшего педагогического учреждения, его культурно просветительская деятельность в регионе, его образовательные и воспитательные мероприятия, — все было подчинено единой цели: воспитание педагога-гражданина.

Сегодняшний студент, а завтра учитель

Сегодняшний студент, а завтрашний учитель должен иметь стойкую гражданскую позицию, глубокие убеждения, чувства любви к своей Родине, ответственность за все, что происходит вокруг. Только такой учитель способен воспитать настоящую личность.

Читайте также  Наставничество - передача опыта новому сотруднику

Главной целью современной системы высшего педагогического образования является подготовка профессионально компетентных и конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов, то есть формирование субъектов профессиональной деятельности, которые способны свободно и сознательно самоопределяться в педагогической действительности, творчески решать проблемы педагогического процесса в тесном взаимодействии и совместной деятельности с учащимися. Сегодня важно найти основы формирования содержания новой педагогического образования, где будут четко определены тенденции педагогической направленности образования в целом.

Нам представляется, что педагогические дисциплины, изучаемые в высшем педагогическом заведении, должны сочетаться с философией, психологией, методикой преподавания, культурологическими и специальными дисциплинами, то есть, надо на основе междисциплинарного подхода создать интегративные курсы, при изучении которых ведущая и корректируя роль отдается педагогике. Такой подход позволит синтезировать все знания о человеке, выявить закономерности педагогического процесса, сформировать принципы его организации, определить содержание, формы и методы работы с учетом закономерностей физического и психического развития ребенка, положительно влиять на ее социализацию.

Фундаментализация статуса «Педагогики»

Фундаментализация статуса «Педагогики» как ведущей дисциплины в высшем учебном педагогическом заведении усилит системообразующий характер учебных педагогических дисциплин в структуре профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, что обусловливает необходимость их изучения в течение всех лет обучения в высшей школе.

Страна может и должна стать действительно великой державой, если, у тех, кто работает на производстве в государственном или частном секторе, кто работает в сельском хозяйстве или на металлургическом заводе или шахте, кто учит или учится, каждому из нас будет присуще чувство безграничной любви к нашей страны, заботы за ее настоящее и будущее, чувство большой ответственности за все происходящее в нашем обществе.

«Быть настоящим человеком и гражданином», — пишет Василий Сухомлинский. Давайте задумаемся над этими простыми и важными для каждого из нам словами. Давайте спросим самого себя: а что сделал я, как гражданин, для страны. Что именно я сделал для своей Родины? А Родина для каждого из нас начинается с малого: с родины, с маминой вишни в саду, с дедушкиного колодца возле двора … Помним мы, нынешнее поколение, чьи мы сыновья и дочери? Где наши корни, кто наши предки? А не забыли мы славную историю страны, помним имена ее героев, не отвернулись от слабых и больных, от стариков и наших малышей …

Решение этих вопросов позволяет выделить приоритеты в воспитательном процессе вуза — моральное и духовное развитие личности сегодняшнего выпускника. Этому направлению работы Министерство образования и науки страны уделяет значительное внимание.

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Alexsandy:

    Ст. 47 закона ? 52-ФЗ определяет источники финансирования работы по гигиеническому воспитанию и обучению граждан. Финансирование осуществляется за счет регионального бюджета, средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, за счет добровольных инвестиций граждан и юридических лиц и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *