Роль нематериальных факторов мотивации труда

Роль нематериальных факторов мотивации труда

Роль нематериальных факторов мотивации труда

Персонал является основным источником производительности и эффективности труда предприятия. Руководители всегда осознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты.

Часто, разрабатывая систему мотивации на предприятии, учитывается только ее материальная, а точнее — денежная составляющая. Использование методов только материальной мотивации на сегодня уже недостаточно. Каждый человек хочет, чтобы ее работа была не только хорошо оплачиваемая. Но и приносила любопытство и удовольствие, стремится чувствовать свою важность в фирме, уважение как со стороны коллег, так и со стороны руководства. С другой стороны, так как оплата труда работников относится к расходам производства. А снижение себестоимости продукции является одним из факторов повышения конкурентоспособности предприятия, то руководители при построении системы мотивации должны уделять значительное внимание нематериальным методам стимулирования работников.

Мотивировка представляет собой процесс формирования такого психологического состояния человека, который предопределяет его поведение, осуществляет установку к деятельности, направляет и активизирует ее. В свою очередь мотивация труда представляет собой стремление работника удовлетворить свои потребности. В общем смысле — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые обусловливают человека к трудовой деятельности и придают ей целенаправленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотивированный персонал — это залог успешной работы и поступательного движения предприятия или организации в направлении реализации стратегии и укреплении их положения на рынке.

Читайте также  По вопросу кадрового обеспечения маркетинговых структур

Нематериальные факторы мотивации труда

Под нематериальными факторами мотивации труда мы понимаем такие поощрения высокорезультативных работы, которые не выдаются сотруднику в виде наличных или безналичных денег, но могут потребовать от компании инвестиций в качестве рабочей силы. А именно: возможность развития и обучения, планирования карьеры, оздоровления, льготное питание и т.д..

Достаточно распространенным нематериальным фактором мотивации, который применяется во многих компаниях всего мира, является гибкий или скользящий график. Его вариантов много, среди них: иногда работникам разрешается самим выбирать время начала и окончания рабочего дня, предоставление возможности работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Руководителям нужно оценивать не количество времени проведенного работниками на предприятии, а качество выполненной ими работы.

Интересным способом совершенствования мотивации труда является мотивация свободным временем или модульная система компенсации свободным временем. Особенность мотивации свободным временем заключается в том, что различия в нагрузке работников, обусловленные работой в разное время суток и дни недели, компенсируются непосредственно предоставлением свободного времени. А не денежными надбавками, как это принято в традиционной системе. Эта форма не монетарной мотивации пока не получила распространения в практике отечественных предприятий. Но опыт использования ее зарубежными фирмами свидетельствует о необходимости внедрения системы компенсации свободным временем на предприятиях этих стран.

К моральным способам мотивации относится признание достижений (личное и публичное). Суть личного признания состоит в том, что работники, которые положительно выделились в делах предприятия, упоминаются в докладах высшему руководству фирмы или лично представляются ему. Получают право подписи ответственных документов, в разработке которых они принимали участие, персонально приветствуются дирекцией по случаю праздников или семейных дат. Публичное признание на предприятии реализуется через награждения грамотами, подарками, премиями.

Читайте также  Современное состояние рынка труда

Обратная связь как элемент системы мотивации персонала

Одним из наиболее важных элементов системы мотивации персонала является обратная связь. Так сказать, способ информировать человека о своей реакции на его действие, о своем видении ситуации, которая сложилась в результате его действий. Качественная обратная связь закрепляет у человека положительные модели поведения и мотивирует ее к качественному выполнению задач в дальнейшей работе. На практике наблюдается, что обратная связь существует в двух видах: похвала и критика. Почти всегда и во всех критика вызывает негативные эмоции, которые практически всегда вызывают снижение производительности. Казалось бы, что альтернативный вариант такой: нужно хвалить работников и поощрять. Иногда похвала словом ценится гораздо больше, чем деньгами.

Итак, система мотивации будет достаточно эффективной, если она будет базироваться не только на финансовых стимулах, но и включать нематериальные составляющие. Понятно, что для каждого работника должна существовать отдельная система стимулирования с учетом личных качеств, стремлением к профессиональному самовыражению, самореализации и самоутверждения.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *