Роль социально — психологических методов управления в повышении эффективности деятельности организаций

Роль социально - психологических методов управления в повышениии эффективности деятельности организаций

Роль социально — психологических методов управления в повышениии эффективности деятельности организаций

В статье обоснована актуальность использования социально — психологических методов управления, отражены их влияние на деятельность организаций и их эффективность.

Ключевые слова: трудовой коллектив, организация, социально — психологические методы управления, социально — психологический климат.

Психологические методы управления

В современных условиях формирования рыночной экономики, характерной чертой которой является жестокая конкуренция за рынки сбыта товаров, работ и услуг, перед менеджерами — управленцами постоянно встает вопрос выживания организаций. При таких условиях руководители не всегда достаточно внимания уделяют трудовому коллективу, хотя именно от коллектива, его персонального состава, взаимоотношений, сложившихся внутри, зависит успех деятельности любого предприятия, учреждения или организации.

Поэтому одной из приоритетных задач менеджмента должна стать способность топ — менеджеров эффективно управлять человеческими ресурсами, применяя при этом различные методы управления. Сейчас все большую актуальность приобретают социально -психологические методы управления, внедрение которых способствует достижению максимальной эффективности деятельности организаций.

Тем не менее, вопросы практического применения социально — психологических методов управления на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые влияют на повышение эффективности деятельности, требуют дальнейшего обоснования, подтверждает актуальность и необходимость их дальнейшего научного исследования.

Использования социально — психологических методов управления

С теоретической и практической точки зрения актуальными остаются социально — психологические проблемы формирования и деятельности трудовых коллективов организаций, совместимости людей в коллективе, улучшение социально — психологического микроклимата, искусство контакта руководителя с подчиненными, зависимость социально — психологических качеств работников от различных условий окружающей среды, организация системы воздействия на человека труда и коллектив с учетом их особенностей, создание внутренней структуры и механизма развития и выявление мотивов поведения и т.д.. Соответственно, социально — психологические методы образуют необходимый арсенал средств управления деятельностью предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно — правовой принадлежности.

Социально — психологические методы управления — это совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах между их работниками, а также на социальные процессы, имеющие место в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, действуют на личность с помощью психологических приемов, превращая административное задачи в сознательный долг, внутреннюю потребность человека.

По масштабу и способам воздействия социально-психологические методы управления, которые целесообразно применять руководителям в процессе менеджмента организаций с целью повышения эффективности их деятельности, можно разделить на две основные группы:

— Социальные методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);

— Психологические методы, которые направлены влияют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Социальные методы управления по содержанию и целевой направленностью является отражением объективных социальных связей и отношений внутри трудовых коллективов и между ними. Они обеспечивают формирование и развитие трудовых коллективов путем управления сознанием и поведением людей через факторы их деятельности. Такими факторами являются потребности, интересы, мотивы, идеалы, цели, наклоны и т.п..

Согласно выше сказанному выделяют следующие способы социального воздействия:

— Управление отдельными групповыми явлениями и процессами (моральное стимулирование коллективной инициативы, моральное стимулирование творческой активности работников, социальное прогнозирование, планирование, нормирование и регулирование);

— Управление индивидуально — личностным поведением (моральное стимулирование личной инициативы, воспитания и обучения, личный пример).

Читайте также  Мотивация, дающая результат

Психологические методы управления используются с целью гармонизации отношений работников организации установления благоприятного психологического климата. Объектом психологических методов управления на уровне организации индивид, а целью — управление психической деятельностью личности каждого работника для рационального регулирования его поведения.

В трудовой деятельности работник должен делать всегда то, что хочет, но всегда то, что нужно для предприятия. Поэтому психологические методы менеджмента призваны обеспечивать формирование первичных трудовых коллективов в соответствии с индивидуальными способностями их членов, с учетом их склонностей, интересов. Одновременно важным условием является

соблюдение психологической совместимости работников путем регулирования отношений между людьми, способность руководителя влиять на индивидуальную психологию отдельных работников.

К инструментам, которые могут применяться в процессе реализации социально — психологических методов управления относятся:

— Формирование и развитие первичных коллективов;

— Гуманизация труда (дизайн рабочих мест, применение положений эргономики, наличие современных технических средств труда);

— Психологическая мотивация;

— Психологические методы отбора и обучения сотрудников;

— Формирование оптимального психологического климата на предприятии (стиль руководства, культура управления, этика управленческой деятельности).

Среди психологических методов управления различают прямые и косвенные методы воздействия.

При косвенных методах воздействия менеджер создает определенную запланированную ситуацию. Которая позволяет одному работнику или группе выполнять задачи в режиме повседневной организации труда.

Косвенные методы воздействия различают по:

1) условиями труда — это внешняя привлекательность работы, сменность, наличие элементов творчества, ритмичность в работе;

2) элементами системы управления — включает формы стимулирования, контроля, организационные структуры, положения, должностные инструкции и др..

3) личностными социальными и социально — психологическими факторами (психологический климат, корпоративный дух, характер традиций).

Для прямых методов психологического воздействия характерно использование следующих приемов:

а) убеждение — аргументированное активное воздействие с помощью логических средств со снятием предубеждений и других психологических барьеров;

б) внушение — целенаправленное воздействие руководителя на подчиненного путем сосредоточения влияния на его психику посредством обращения к формальным актов, инструкций и т.п.;

в) подражание — воздействие на работника или группу личным примером;

г) привлечения — психологический прием, с помощью которого все работники становятся непосредственными участниками управленческого решения и меры по его реализации;

д) побуждение — выражение, которое подчеркивает достоинства работников, их квалификацию и опыт, выражающих уверенность в надежном решении поставленных задач;

е) принуждение — воздействие, обязывающий выполнять против воли или желания работника даны поручения, обусловленные производственной необходимостью.

Важным способом воздействия при применении психологических методов управления гуманизация труда. То есть уменьшение негативного влияния производственных факторов на человека. Это снижает усталость, улучшает настроение, что в конечном счете способствует повышению производительности труда.

Исследуя сущностное содержание социально-психологических методов управления должны отметить его собственных специфических чертах

Во-первых, социально — психологические методы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах в ходе реализации функций управления с одной стороны, между субъектом и объектом управления, с другой стороны — между объектами управления. Их особенность заключается в том, что основываясь на использовании моральных стимулов к труду, действуя на личность с помощью психологических приемов. Социально — психологические методы управления превращающие неинтересны, рутинные административные задачи в сознательный долг, внутреннюю потребность человека.

Во-вторых, социально — психологические методы управления имеют свойство действовать на уровне отдельной личности с ее индивидуальными потребностями и психологическими особенностями. Но и способны существенно влиять на отношения внутри всего коллектива предприятия, организации или учреждения, формируя в нем определенные социальные процессы.

Читайте также  Источники поиска рабочих кадров в современных условиях

Исходя из масштабов, способов, цели, результатов воздействия на личность, на наш взгляд, представляется возможность распределить психологические методы управления на две основные группы:

1) чисто психологические методы, которые направлены влияют на личность конкретного человека и составляют его внутренний мир;

2) социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства, образуя внешний мир человека.

Какие из этих методов более весомыми? Каким из них целесообразно отдавать предпочтение?

Ответ на эти вопросы довольно проста: эффективное управление человеческими ресурсами, которые сегодня в большей степени состоят из совокупности высокоразвитых личностей. Предполагает знание как социологических, так и психологических методов воздействия на человека в процессе управления.

Так, социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, поскольку позволяют установить назначение и место работника в коллективе. С их помощью выявляются лидеры и обеспечивается их поддержка, связывается мотивация людей с конечными результатами производства, обеспечиваются эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Знание этих методов позволяет руководителю объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально — психологический климат. Обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на должном уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе, по результатам которых можно, и это очень полезным, узнать мнение членов коллектива о руководителе.

Не менее важную роль в работе с человеческими ресурсами играют чисто психологические методы, которые направлены на конкретную личность работника, и, как правило, четко персонифицированы и индивидуальны. Главной их признаком является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекта, чувств, образов и поведения с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

Нестабильность экономического положения предприятий, учреждений, организаций, финансовые трудности, с которыми они постоянно сталкиваются, простои производства из-за разнообразные форс — мажорные обстоятельства не способствуют поддержанию нормального социально — психологического климата. Поскольку руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческим взаимоотношениям и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам и т.д.. Поэтому важно знать и прогнозировать влияние социально — психологических методов на работу сотрудников.

Современный руководитель должен проводить следующие действия для успешного функционирования и повышения эффективности своего предприятия, учреждения или организации:

— Проведение социальных исследований в коллективе (анкетирование, личное наблюдение и т.д.);

— Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (изменения в структуре оплаты труда, изменение лидеров);

— Эффективное использование в совокупности психологических методов мотивации и инструментов внушение, убеждение, подражание, побуждения для снижения уровня «сопротивления изменениям» и др.;

— Проведение психологического тестирования сотрудников, соответствующих тренингов, семинаров для руководителей всех уровней управления, организация индивидуальной работы с работниками для определения их типа личности, темперамента, выявления и предупреждения конфликтов.

Подводя итоги, следует отметить о жизненной необходимости использования руководителем в современных условиях управления социально — психологических методов, учебно — воспитательной работы на всех уровнях менеджмента. Поскольку именно такой подход является залогом повышения эффективности деятельности организаций.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *