Совершенствование организации труда в социальной сфере

Совершенствование организации труда в социальной сфере

Совершенствование организации труда в социальной сфере

Статья посвящена анализу факторов и проблем организации труда в социальной сфере. На этой основе выявлены возможности оптимизации трудового процесса и улучшения результатов деятельности. Предложены мероприятия по совершенствованию организации труда в высших учебных заведениях.

Образование всегда было и остается одной из важнейших отраслей государства. Современное высшее учебное заведение представляет собой сложную социально-экономическую систему, на эффективность которой влияет большое количество внутренних и внешних факторов, но одним из главных является организация труда. Такое утверждение правомерно не только для коммерческих учреждений, но и для органов социальной сферы, государственного управления и других, непосредственная деятельность которых не несет целью получения прибыли.
Одновременно, в высших учебных заведениях оптимальная
организация труда не только позволяет достичь лучших результатов в научно-исследовательской и педагогической деятельности, но и может положительно повлиять и на финансовые результаты их деятельности. Соответственно, лучшие результаты позволяют учебным заведениям получать дополнительные средства на финансирование различных проектов и программ, имеющих важное значение не только для него самого, но и региона или государства.

Целью исследования является определение основных аспектов совершенствования организации труда, обеспечит повышение производительности труда рабочих социальной сферы, в частности, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Характеристика организации труда

Проанализировав основные показатели, характеризующие организацию труда, можно сделать следующие выводы. Важнейшим является коэффициент использования рабочего времени профессорско-преподавательского состава. За недостаточной интенсивность и нерациональность распределения рабочего времени этот показатель несколько занижен и приравнивается = 0,89. Не менее важным также является степень регламентации труда. Этот показатель характеризуется наличием и использованием должностных инструкций педагогическими работниками. Коэффициент составил 0,59, что является недостаточным для проведения четкой работы, а ее часть переведена на методистов. Однако, в вузах высокий уровень организации рабочих мест работников профессорско-преподавательского состава и равен = 0,82: это связано с достаточным обеспечением служебными помещениями, планированием рабочих мест, нормальным устройством служебных помещений (0,9) и отличным состоянием офисной мебели. Санитарно-гигиенические условия в служебных помещениях также нормальные (0,9).

Общий уровень организации труда, рассчитанный как средний из укрупненных коэффициентов, составил 0,78. Приложения усилий для его выравнивания остается одним из существенных задач всего административно-управленческого персонала вуза.

На основе проведенного исследования определим пути совершенствования системы организации профессорско-преподавательского труда как для исследуемого вузов, так и для предприятий всей социальной сферы.

Каждый структурный отдел вуз должен иметь Положение об организации его работы, где устанавливаются основные задачи и структура данного отдела, основные функции исполнителей отдела, права и обязанности данного отдела и его руководителя, взаимоотношения с другими подразделениями вуза и т.п.. Таким образом в данном Положении будет определен четкое разделение труда и служебных связей между подразделениями и преподавательским составом.

Применение данных мер приведет к рационализации разделения труда профессорско-преподавательского состава и повысит их производительность

В. Е. Сафонова обращает внимание на то, что основные требования глобализации к человеку — высокий профессионализм. Поднять его должны университеты и другие учебные заведения. Но их обеспечения сегодня — 30-40% потребностей, а подготовка специалистов осуществляется в значительной степени за счет энтузиазма и преданности своему делу тех, кто продолжает трудиться в системе высшего образования. Но человек не может работать на «энтузиазме», а жить — на «рыночных принципах».

Читайте также  Механизм взаимодействия трудового потенциала с конкурентоспособностью торговых компаний

В. П. Чемеков предлагает грейдинговая технологию, основанную на связях оценки должности с измерением компетенции и эффективности сотрудника. Именно соотношение этих трех аспектов, по его мнению, влияет на организационное поведение сотрудника и вместе с мотивацией определяет его «вектор» в организации: куда он движется (куда его двигать) и с какой скоростью.

Должность можно не только оценить, но и измерить ее вес, то есть значимость для организации, описать требования должности к сотруднику, что ее занимает. Через соотношение требований по компетенции сотрудника можно сделать вывод, соответствует ли он этой должности и в какой степени. Разница между компетенцией и требованиями дает представление об объеме и содержание обучения, а также о том, какой уровень оплаты адекватный для работника такого уровня подготовки. Но компетенция — это лишь способность выполнить задание на нужном уровне, потенциал работника. Уровень компетенции ничего не говорит о компетентности — о том, как способности реализуются, об эффективности этого сотрудника. Взяв в расчет оценку результативности, получим дополнительную ось «измерения», которая позволит строить и его карьеру. Например, аттестация показала, что набор и уровень компетенции сотрудника не соответствуют большинству требований должности, но и производительность на этом месте очень удовлетворительная. Итак, его нужно учить, чтобы его эффективность повысилась.

Проблема оценки профессиональной деятельности

Проблема оценки профессиональной деятельности отдельного преподавателя очень сложна. Многие ученые занимаются проблемой рейтинговой оценки. Результаты рейтинга преподавателей и кафедр в большинстве определяются тем, какую модель расчета изберут его организаторы. Также существует мнение, что наиболее корректно вести разговор не о том, преподаватель лучше, а о том, кокой преподаватель более нужен для решения определенного круга приоритетных задач для данного вуза.

О. Ю. Васильева отмечает, что при определении рейтинга преподавателя необходимо учитывать три его качества: статус (прошлое), производительность (настоящее), и перспективность (будущее). Особенностью университета является то, что содержание деятельности теоретических и практических кафедр разный, поэтому рейтинг предполагает наличие двух частей: инвариантной (для всех преподавателей) и вариативной (для кафедр с учетом исследовательской работы).

Специфика научно-преподавательской деятельности не позволяет разработать совершенно объективные показатели продуктивности деятельности. Но управление любым видом деятельности требует наличия формальных количественных показателей. Поэтому разработка этих показателей и требований к их использованию, создание методики их применения для расчета заработной платы требуют детального изучения. Справедливая политика вознаграждения способствует повышению качества работы преподавателя. Важно то, чтобы можно было видеть как личный вклад влияет на величину полученных вознаграждений.

Расписание учебных занятий — это документ высшего учебного заведения, который обеспечивает выполнение учебного плана в полном объеме по проведению учебных занятий, организацию учебно-воспитательного процесса и режим работы высшего учебного заведения. Его составляют на семестр для обеспечения методично обоснованной преемственности изучения дисциплин в семестре, чередование всех видов занятий с учетом психологических возможностей человека.
Расписание должен учитывать педагогические особенности организации учебного процесса (последовательность технических и гуманитарных дисциплин, необходимость поддержки обоснованных интервалов между лекционными и лабораторно-практическими занятиями).

Читайте также  Гибкие формы занятости

При составлении расписания следует учитывать целесообразность и экономичность в расходах студенческого и преподавательского времени, рациональную загрузку профессорско-преподавательского состава учебными занятиями.

Рабочий учебный план

Рабочий учебный план предусматривает определенные межпредметные связи между дисциплинами. Расписание занятий не должен их разрушить. Желательно, чтобы одни и те же занятия одной и той же деятельности, за редким исключением, проходилт одновременно и, если возможно, в одних и тех же аудиториях.

Обязательным условием расписания является его стабильность. Отклонение от расписания допускается в первые дни недели семестра. Никто не имеет права без ведома ректора, который утвердил расписание, вносить в него никаких изменений. Несоблюдение стабильности расписания приводит к нарушению педагогически важного условия, которая обеспечивает режим, ритм и порядок работы высшего учебного заведения.

Большое значение для организации труда имеет выполнение санитарных норм. К ним относятся: соответствие наполняемости аудиторий кубатуре помещения, расстояния между аудиторными столами и стульями, расстояния до меловой доски и ее ширина, соблюдения соответствующей температуры воздуха в разное время года (среднее ее значение 18 С), своевременное проветривание аудиторий, соответствие типоразмеров мебели роста студентов и др. Помещение вузов должно иметь непосредственное естественное освещение. Освещение помещений только искусственным светом (без естественного освещения) допускается в книгохранилищах, актовых залах, каталожных, телестудиях, фотолабораториях, рентгеновских кабинетах, гардеробах, в аудиториях вместимостью 100 и более мест.

Решение каждого отдельного вопроса в ходе работы над расписанию необходимо рассматривать с точки зрения целесообразности организации учебно — воспитательного процесса. Исходя из этого же критерия нужно оценивать пожелания и предложения преподавателей расписанию занятий.

Таким образом, введение этих мер позволит более эффективно выполнять поставленные задачи, повысить качество принимаемых управленческих решений и уровень организации профессорско-преподавательского труда.

Улучшения организации труда на уровне вузов

Итак, основными направлениями улучшения организации труда на уровне вузов могут быть такие:

— совершенствование разделения и кооперации труда в коллективе,
— совершенствование организации и обслуживания рабочих мест,
— изучение и внедрение передовых приемов и методов труда,
— совершенствование подбора,
— профессиональной подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава,
— совершенствованию нормирования и стимулирования труда,
— улучшение условий труда и деловой рабочей атмосферы в педагогическом коллективе,
— рационализация режима труда и отдыха,
— воспитания добросовестного отношения к труду и тому подобное.

Применение предложенного комплекса оптимизационных мероприятий позволит улучшить технико-экономические показатели вузов и повысить его конкурентоспособность.

Продолжение исследований усматривается перспективным, поскольку дальнейшее исследование этой проблемы позволит распространить применение рационализаторских мероприятий на все вузы. Именно поэтому в дальнейшем планируется увеличение количества объектов исследования, аспектов их деятельности и факторов, влияющих на деятельность предприятий социальной сферы.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *