Совершенствование процесса управления качеством образования с помощью инновационного менеджмента

Совершенствование процесса управления качеством образования с помощью инновационного менеджмента

Совершенствование процесса управления качеством образования с помощью инновационного менеджмента

Менеджмент (management), в переводе с английского, означает управление. Однако, в научной литературе эти понятия не являются идентичными. Менеджмент является одной из главных функций управления, где происходит процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (руководителя) на объект управления (социальную систему, функционирующую в рыночных условиях), в результате которого происходит качественное изменение объекта управления и повышается уровень его конкурентоспособности.

Менеджмент образовательных инноваций является составляющей общего менеджмента и рассматривается в теории как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (руководителя) на другой объект управления — социальную систему, находящуюся в состоянии постоянного развития, в результате которого происходит не только его качественное изменение и повышение уровня конкурентоспособности, но и повышается уровень привлечения инвестиций и инноваций.

Менеджмент образовательных инноваций является современным направлением развития науки об управлении, в котором раскрывается влияние инвестиций и инноваций на развитие человеческих, материальных и финансовых ресурсов в учебных заведениях с целью качественного улучшения основных показателей их деятельности.

Субъектами менеджмента образовательных инноваций, как и в общей теории управления социально-педагогическими системами, к которым относятся общеобразовательные учебные заведения (школа), и в менеджменте, являются руководители учебных заведений, участвующих в разработке, экспериментов или апробации, внедрении или применении образовательных инноваций; объектами — деятельность педагогических и методических работников по применению образовательных инноваций, т.е. инновационная образовательная деятельность.

Читайте также  Роль воспитателя - педагога в воспитании гражданина

Основу инновационных процессов в образовании составляют несколько важных социально педагогических проблем:

1) создание на уровне государства и общества условий, способствующих активизации деятельности образовательных организаций в инновационной сфере управления;
2) изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
3) введение достижений психолого-педагогической науки в практику.

Результатом инновационных процессов является использование теоретических и практических нововведений, в частности таких, которые формируются на грани теории и практики. Современный менеджер в области образования может быть автором, исследователем, пользователем и пропагандистом новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление инновационным процессом предусматривает анализ и оценку введенных субъектами образовательных организаций педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. Вместе с тем руководители, учебного заведения осуществляют целенаправленный отбор, оценка и применение на практике опыта коллег, новых идей, методик, предложенных наукой.

Образовательные инновации в управлении должны создать условия для принятия руководителем самостоятельного оперативного и эффективного управленческого решения. Одним из таких условий, что способствует принятию руководителем образовательного учреждения эффективного решения является восприятие научных основ менеджмента образовательных инноваций, цель которого заключается в реализации совокупности организационно-управленческих, социально-экономических и социально-культурных целей.

Условия внедрения образовательных инноваций подразделяются на три основные категории:

— социальные (реализация принципов демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса и управления им, развитие творческого потенциала учителей, учащихся, членов администрации путем привлечения их к опытно-экспериментальной деятельности), организационные (финансирование инновационной деятельности учебного заведения, создание системы специальных стимулов для реализации педагогических новшеств, установление научных, юридических и экономических связей с отечественными и зарубежными научными учреждениями, организациями, высшими учебными заведениями;
— пропаганде и распространению продуктов инновационной деятельности;
— налаживания взаимовыгодных связей с инновационными центрами, инвестиционными фондами, инфраструктурными организациями, которые способствуют внедрению инновационных образовательных технологий), психологические (систематическое информирование работников учебного заведения с научно-педагогическим вопросам);
— вхождения заведения в инновационную инфраструктуру;
— обеспечения непрерывной связи работников заведения с отечественными и зарубежными учеными, ознакомление педагогов с научно-теоретическими основами опытно-экспериментальной деятельности;
— институциональное обеспечение процесса обучения и повышения профессионального уровня субъектов инновационного процесса;
— формирования «инновационной культуры» и готовности работников учебных заведений работать в инновационном режиме.

Читайте также  Наставничество - передача опыта новому сотруднику

Таким образом, понятием «инновация» обозначают нововведения, новизну, изменение, введение нового. Инновации не возникают спонтанно, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта лучших учителей и целых коллективов. Современный этап развития образования в стране характеризуется уходом от тоталитарной унификации и стандартизации педагогического процесса. Интенсивным переосмыслением ценностей, поисками нового в теории и практике обучения и воспитания. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *