Совершенствование процесса управления качеством образования с помощью инновационного менеджмента

Совершенствование процесса управления качеством образования с помощью инновационного менеджмента

Совершенствование процесса управления качеством образования с помощью инновационного менеджмента

Менеджмент (management), в переводе с английского, означает управление. Однако, в научной литературе эти понятия не являются идентичными. Менеджмент является одной из главных функций управления, где происходит процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (руководителя) на объект управления (социальную систему, функционирующую в рыночных условиях), в результате которого происходит качественное изменение объекта управления и повышается уровень его конкурентоспособности.

Менеджмент образовательных инноваций является составляющей общего менеджмента и рассматривается в теории как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (руководителя) на другой объект управления — социальную систему, находящуюся в состоянии постоянного развития, в результате которого происходит не только его качественное изменение и повышение уровня конкурентоспособности, но и повышается уровень привлечения инвестиций и инноваций.

Менеджмент образовательных инноваций является современным направлением развития науки об управлении, в котором раскрывается влияние инвестиций и инноваций на развитие человеческих, материальных и финансовых ресурсов в учебных заведениях с целью качественного улучшения основных показателей их деятельности.

Субъектами менеджмента образовательных инноваций, как и в общей теории управления социально-педагогическими системами, к которым относятся общеобразовательные учебные заведения (школа), и в менеджменте, являются руководители учебных заведений, участвующих в разработке, экспериментов или апробации, внедрении или применении образовательных инноваций; объектами — деятельность педагогических и методических работников по применению образовательных инноваций, т.е. инновационная образовательная деятельность.

Читайте также  Людей в офисах потеснят роботы

Основу инновационных процессов в образовании составляют несколько важных социально педагогических проблем:

1) создание на уровне государства и общества условий, способствующих активизации деятельности образовательных организаций в инновационной сфере управления;
2) изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
3) введение достижений психолого-педагогической науки в практику.

Результатом инновационных процессов является использование теоретических и практических нововведений, в частности таких, которые формируются на грани теории и практики. Современный менеджер в области образования может быть автором, исследователем, пользователем и пропагандистом новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление инновационным процессом предусматривает анализ и оценку введенных субъектами образовательных организаций педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. Вместе с тем руководители, учебного заведения осуществляют целенаправленный отбор, оценка и применение на практике опыта коллег, новых идей, методик, предложенных наукой.

Образовательные инновации в управлении должны создать условия для принятия руководителем самостоятельного оперативного и эффективного управленческого решения. Одним из таких условий, что способствует принятию руководителем образовательного учреждения эффективного решения является восприятие научных основ менеджмента образовательных инноваций, цель которого заключается в реализации совокупности организационно-управленческих, социально-экономических и социально-культурных целей.

Условия внедрения образовательных инноваций подразделяются на три основные категории:

— социальные (реализация принципов демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса и управления им, развитие творческого потенциала учителей, учащихся, членов администрации путем привлечения их к опытно-экспериментальной деятельности), организационные (финансирование инновационной деятельности учебного заведения, создание системы специальных стимулов для реализации педагогических новшеств, установление научных, юридических и экономических связей с отечественными и зарубежными научными учреждениями, организациями, высшими учебными заведениями;
— пропаганде и распространению продуктов инновационной деятельности;
— налаживания взаимовыгодных связей с инновационными центрами, инвестиционными фондами, инфраструктурными организациями, которые способствуют внедрению инновационных образовательных технологий), психологические (систематическое информирование работников учебного заведения с научно-педагогическим вопросам);
— вхождения заведения в инновационную инфраструктуру;
— обеспечения непрерывной связи работников заведения с отечественными и зарубежными учеными, ознакомление педагогов с научно-теоретическими основами опытно-экспериментальной деятельности;
— институциональное обеспечение процесса обучения и повышения профессионального уровня субъектов инновационного процесса;
— формирования «инновационной культуры» и готовности работников учебных заведений работать в инновационном режиме.

Читайте также  Профессиональная самореализация личности

Таким образом, понятием «инновация» обозначают нововведения, новизну, изменение, введение нового. Инновации не возникают спонтанно, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта лучших учителей и целых коллективов. Современный этап развития образования в стране характеризуется уходом от тоталитарной унификации и стандартизации педагогического процесса. Интенсивным переосмыслением ценностей, поисками нового в теории и практике обучения и воспитания. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *