Современный студент: взгляд маркетолога

Современный студент: взгляд маркетолога

Современный студент: взгляд маркетолога

Для эффективной деятельности на рынке любое предприятие должно знать своих потребителей. Это хрестоматийное положение актуально и для рынка образовательных услуг. Жесткая конкуренция на отечественном рынке предоставления высшего образования побуждает вузы сосредоточиться на маркетинговом аспекте.

Сегодня высшие учебные заведения оказались в тройном круге кризиса:

— Демографический кризис (общее снижение рождаемости в 90-х годах прошлого века);
— Кризис реформы среднего образования (переход на новую программу в средней школе обусловил сокращение выпускников в учебном году почти вдвое);
— Экономический кризис (снижение уровня реальных доходов населения приводит к сокращению расходов на образование).

Приемная кампания летом будущего года будет достаточно напряженной. Чтобы обеспечить объем набора на первый курс на уровне предыдущих, в учебных заведениях было принято решение разработки маркетинговой программы. Одним из этапов которой является исследование основных потребителей и их сегментация.

С этой целью был разработан опросный лист (анкету) и проведен опрос студентов дневной формы обучения.

В результате мы получили ответы на следующие вопросы:

— С какой целью студенты поступали в академии;
— Почему выбрали именно эту специальность;
— Кто влиял на принятие данного решения;
— Когда было принято решение и т.д.

Анализ полученных результатов позволил нам выделить несколько сегментов.

Формирования сегментов мы выполняли по следующим признакам: цель вступления в высшее учебное заведение и причина выбора определенной специальности

Первый сегмент мы назвали «фанаты» — это студенты, которые поступают в вуз и выбирают специальность целенаправленно, еще учась в школе из-за приверженности данной специальности. По месту жительства данный сегмент не имеет четкой признаки — это как сельские так и городские жители. Они выбирают сначала специальность, а затем высшее учебное заведение (тот, где по их мнению лучше готовят по данной специальности). Фактор обучения на госзаказе или по контракту для них почти не важен. Такие студенты, как правило, становятся гордостью вуза еще во время учебы.

Читайте также  Основы оценки эффективности функционирования высших учебных заведений

Второй сегмент мы назвали «рационалисты» — это студенты с прагматическим подходом к выбору специальности: они вместе с родителями предварительно исследуют рынок труда (спрос на специалистов, уровень заработной платы и т.д.), затем выбирают высшее учебное заведение. Для получения необходимой информации используют различные источники — Интернет, специальные издания, консультации в приемных комиссиях вузов и личный опыт. Фактор обучения на госзаказе или на платной основе является второстепенным (зависит от уровня дохода семьи).

Третий сегмент — «модники». Для этой категории на первом месте стоит престижность вуза и специальности. Решения принимают преимущественно еще учась в школе. К сожалению, отношение к обучению таких студентов оставляет желать лучшего. Как правило, это студенты из семей с доходом среднего уровня и выше среднего.

Необходимо отметить

-что на некоторых специальностях количество представителей данного сегмента из сельской местности превышает количество выпускников городских школ. Возможность обучения по контракту для них является одним из факторов демонстрации своих амбиций.

Читайте также  Маркетинг образовательных услуг в системе высшего образования

Четвертый сегмент мы назвали «неопределенные». Это категория студентов, поступающих в вуз ради получения диплома, не планируя работать в дальнейшем по выбранной специальности. Для этого сегмента решающим фактором выбора специальности есть возможность обучения на бюджетной основе. Для иногородних студентов также важно наличие общежития и стоимость проживания в нем. Уровень дохода как правило ниже среднего. Решение о вступлении в тот или иной высшей учебное заведение принимают после объявления списков рекомендованных к зачислению. Качество обучения в данной категории в основном на среднем уровне, однако есть доля студентов, увлекающихся избранной специальности (при условии качественного преподавания) и демонстрируют высокие результаты.

Разработка коммуникационной стратегии вуза

Более детальное исследование предложенных сегментов позволяет разработать коммуникационную стратегию вуза в целом и отдельных специальностей с учетом наиболее важных для них факторов. Влияние факторов нужно учитывать как при разработке стратегии в целом для факультета (по результатам определения структуры сегментов на факультете), так и при разработке рекламных материалов: акценты для разных сегментов существенно отличаются. Работники приемной комиссии также должны знать структуру сегментов для выбора оптимального стиля работы с абитуриентами.

Именно индивидуальный подход позволит высшем учебном заведения быть конкурентоспособным в современных условиях.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *