Состояние рынка труда и меры по уменьшению социально-экономических последствий безработицы

Состояние рынка труда и меры по уменьшению социально-экономических последствий безработицы

Состояние рынка труда и меры по уменьшению социально-экономических последствий безработицы

В современных условиях развития экономики особую актуальность приобретают проблемы эффективной занятости населения, создание рынка рабочей силы и предотвращения массовой безработицы. Рынок труда занимает центральное место среди других рынков. Он находится под влиянием многих факторов, большинство которых зависит от товарного рынка. Конъюнктура рынка формируется под влиянием состояния экономики, способа хозяйствования и структурных изменений, технического и организационного уровня предприятий, количественно-качественной сбалансированности средств производства и рабочей силы.

Рынок труда является составной частью экономической системы страны. А значит, он зеркально отражает большинство политических и социально-экономических процессов, происходящих в государстве и фокусирует в себе острые проблемы: высокий уровень безработицы, усиления структурных диспропорций занятости, неконтролируемый отток рабочей силы за границу, изменения в качестве рабочей силы и мотивации труда, падение уровня доходов населения и т.п.. Решение широкого спектра проблем в социально трудовой сфере может быть обеспечено путем повышения эффективности функционирования рынка труда, предполагает, с одной стороны, повышение гибкости рынка труда, с другой стороны, обеспечение соблюдения социальных прав и гарантий.

Безработица рассматривается как явление, удостоверяющий нарушение о равновесия, то есть как результат определенных макроэкономических колебаний. Правда, не всякое безработицы является нарушением или отклонением от нормы, поскольку оно наблюдается во всех странах рыночной экономики и в разные времена.

В центре занятости каждый желающий, в том числе клиенты с инвалидностью, могут получить информацию о работниках, востребованных на рынке труда, и реальную помощь, а именно:

■ осуществлять поиск места работы. Для этого создана база вакансий не только в пределах своего города или района, но и в других населенных пунктах страны, то есть по всей стране;

■ пройти профессиональную подготовку или переподготовку, повысить квалификацию;

■ получить профориентационные услуги, в том числе и профдиагностическое;

Читайте также  Регулирование миграционных процессов в системе формирования конкурентоспособности экономической системы страны

■ получить квалифицированные консультационные услуги, связанные с трудоустройством;

■ получить дополнительный заработок (до помощи по безработице) путем участия в оплачиваемых общественных работах.

С целью привлечения людей с определенными физическими ограничениями в сферу социально-трудовых отношений, избежать предвзятого отношения к ним со стороны работодателей во всех регионах заключены многосторонние соглашения о сотрудничестве между региональными отделениями Фонда социальной защиты инвалидов, центрами социальной, медицинской, профессиональной реабилитации инвалидов, региональными центрами занятости, главными управлениями труда и социальной защиты населения обл-гор-администраций. Налажено взаимодействие и координация совместной работы и подписаны соответствующие соглашения о сотрудничестве областных центров занятости с Региональными комиссиями по вопросам деятельности предприятий и общественными организациями инвалидов.

В настоящее время остается острой проблемой низкая конкурентоспособность инвалидов, ведь требования работодателей к уровню образования, производственного опыта претендентов на работу постоянно растут. Подавляющее большинство лиц с ограниченными физическими возможностями обращаются за содействием в трудоустройстве в службу занятости, имея перерыв в работе более одного года. Таким образом, наряду с потерей возможностей происходит еще и потеря квалификации или растет несоответствие ее уровня потребностям рынка труда, уменьшает шансы инвалидов на трудоустройство.

С целью помощи в выборе или изменении профессии лиц с инвалидностью привлекают к участию в различных профориентационных мероприятиях, групповых и массовых мероприятиях, профинформационных семинарах, семинарах по ориентации на предпринимательскую деятельность. По желанию инвалида проводится профдиагностическая консультация и профотбор перед направлением на профобучение, оказывается психологическая поддержка.

Политика государства на рынке труда должна быть направлена на развитие активной политики, предусматривающей ее направленность на сокращение уровня безработицы, т.е. обеспечение возможности реализации своей трудовой активности всем гражданам, а соответственно, обеспечения производительности и занятости всего населения.

Таким образом, активная политика состоит из мероприятий, направленных на:

— Увеличение спроса на рабочую силу со стороны как государства, так и частного сектора экономики;

Читайте также  Мотивация и стимулирование эффективной занятости на рынке труда

— Повышение конкурентоспособности рабочей силы и обеспечения соответствия рабочей силы и рабочих мест;

— Совершенствование процесса трудоустройства.

Необходимо ускорить переход к международным форм учета и статистики в области труда и занятости. Это обеспечит проведение более широкого анализа неполной занятости работающих и разработку конкретных мероприятий на кратко — и среднесрочные сроки.

Итак, безработица приводит к социальному напряжению и ухудшение уровня жизни людей, причиняет экономические, демографические и социальные потери для общества.

Но в целом его влияние на экономическую и социальную жизнь противоречивое: помимо негативных и тяжелых последствий, нужно отметить и ряд положительных моментов, которые служат условием роста производства, появления новых предприятий, повышение дисциплины и эффективности труда занятых.

Положительные последствия безработицы:

— Повышение социальной ценности рабочего места;

— Рост социальной значимости и ценности труда;

— Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики;

— Стимулирование повышения интенсивности и производительности труда.

Для усиления воздействия этих последствий нужно:

— постепенно наращивать объемы производства;
— способствовать внутреннем и внешнем инвестированию;
— увеличить государственные расходы на стимулирование роста производства;
— комплексно применить меры по ограничению безработицы на всех уровнях управления;
— предоставлять приоритетной роли мерам по предупреждению безработицы;
— усилить значение специальных институтов, призванных реализовывать направления государственной политики занятости на всех уровнях;
— наладить связи и позаимствовать опыт соответствующих организаций ближнего и дальнего зарубежья по вопросам регулирования безработицы;
— повысить уровень подготовки и мотивации труда работников.

Т.е. исходя из современных реалий, конкретные меры должны быть гибкими, достаточно разнообразными и иметь экономический и социальный эффект. Именно такой подход нужно положить в основу дальнейшей парадигмы развития и регулирования социально трудовых отношений. Все мероприятия по регулированию безработицы должны способствовать повышению эффективности формирования и использования человеческого капитала в условиях инновационно институциональных изменений.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *