Стратегия обеспечения занятости населения

Стратегия обеспечения занятости населения

Стратегия обеспечения занятости населения

На основе проведенного swot-анализа возможностей обеспечения занятости населения разработана модель формирования стратегии обеспечения занятости населения, ориентированную на качественные изменения в ее структурных параметрах и формах, которой определены основные целевые ориентиры, приоритеты, этапы ее формирования.

Обеспечение занятости населения является одной из ключевых задач государственной социально-экономической политики, необходимость решения которых обусловлена ​​ее особой ролью в достижении стратегических целей общественного прогресса, формировании высоких стандартов жизнедеятельности населения страны и социальной стабильности. Такая занятость должна быть ориентирована на обеспечение расширенного общественного воспроизводства, продуктивное хозяйствования на основе уменьшения объемов избыточной занятости и потерь рабочего времени.

По этим причинам возникает насущная потребность в разработке теоретико-методологических основ и практических рекомендаций по формированию стратегии продуктивной занятости, которая путем эффективного использования человеческого и физического капиталов смогла обеспечить кардинальное подъема жизненного уровня населения и положительную динамику общественного развития.

Стратегия обеспечения продуктивной занятости — это срочная программа действий с четко определенными целевыми ориентирами, приоритетами, задачами, этапами и механизмом достижения поставленной цели. Главной стратегической целью государственной политики занятости в этих условиях является неуклонный рост параметров производительности, то есть результативности трудовой деятельности на основе позитивной экономической динамики. Путем четкого и обоснованного определения стратегических целей и средств их достижения необходимо создать условия, при которых результаты труда формировали бы стабильный платежеспособный спрос населения на товарном рынке. Речь идет о занятости, которая, кроме удовлетворения личных потребностей граждан в доходах в денежной или иной форме, обеспечивает высокую конкурентоспособность ее результатов.

Реализация стратегии обеспечения продуктивной занятости подпадает под действие, с одной стороны, системы угроз и ограничений, а с другой — конкурентных преимуществ (шансов), которыми следует обязательно воспользоваться, подчинив максимальном их использованию все средства воздействия.

Основные шансы, которыми следует воспользоваться при решении проблемы продуктивной занятости, заключаются в таких позициях:

• значительный социально-экономический и природно-ресурсный потенциал страны;

• оптимизация структурных параметров экономики;

• внедрении основ инновационной модели социально-экономического развития страны, предусматривающей не только применение новейших достижений науки и техники, но и формирования качественно новых параметров рабочей силы, способной быстро овладеть достижениями цивилизации и повысить собственные профессионально-квалификационные способности;

• ускорении развития рыночной инфраструктуры, в том числе рынка труда, создании условий для подъема мобильности рабочей силы, ее рационального распределения между сферами экономической деятельности;

• оптимизации налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере малого предпринимательства;

• расширении пространства внешнеэкономических связей на выгодных для страны условиях, обеспечит создание новых рабочих мест в экспортоориентированных отраслях экономики;

• создание предпосылок для реализации политики трудосбереження;

• росте платежеспособного спроса населения на основе диверсификации структуры доходов населения, повышение реальной заработной платы наемных работников;

• внедрены программно-целевые методы управления занятости;

• увеличение емкости региональных рынков труда;

• распространение процессов флексибилизации и дестандартизации занятости;

• значительные ресурсы труда сферы занятости;

• рост удельного веса занятых на предприятиях, основанных на совместном капитале;

• существенное удельный вес высокопрофессиональной рабочей силы;

• возможность профобучения незанятого населения через центры занятости и на предприятиях страны;

Читайте также  Самозанятость как альтернатива сельской безработице

• значительный образовательный уровень занятого населения и разветвленная сеть образовательных учреждений.

Так же необходимо учесть

• рост трудовой мобильности рабочей силы;

• формирование системы социальной защиты занятого населения;

• значительный уровень социального капитала как фактора трудоустройства;

• значительный социально-экономический и природно-ресурсный потенциал страны;

• оптимизация структурных параметров экономики;

• внедрение принципов инновационной модели экономики;

• интенсивное развитие рыночной инфраструктуры, в том числе рынка труда;

• оптимизация налоговой нагрузки;

• расширение пространства внешнеэкономических связей;

• создание предпосылок для реализации политики трудосбереження;

• формирование работника нового качества — профессионально мобильного, способного быстро овладеть другой вид деятельности, со стремлением к самореализации и саморазвития;

• рост платежеспособного спроса населения;

• несовершенство нормативно-правового обеспечения продуктивной занятости, нестабильность отечественного законодательства;

• низкий уровень технико-технологической вооруженности труда; высокая техническая изношенность производственных средств;

• низкая стоимость рабочей силы;

• высокий уровень неформальной занятости и скрытой безработицы;

• непроизводительное использование высококвалифицированного труда;

• невысокий уровень конкурентоспособности национальной рабочей силы;

• профессионально-квалификационные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы;

• отток квалифицированной рабочей силы за границу;

• высокая занятость в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях труда.

Угрозы

• экономическая и политическая нестабильность в стране; структурная неуравновешенность экономики;

• значительная ресурсозатратность и импортозависимость национального производства;

• ограниченность инвестиционных ресурсов; высокие кредитные ставки;

• низкая эффективность механизма стимулирования предпринимательской активности;

• высокая конкуренция на международном рынке между товаропроизводителями;

• низкий уровень внедрения научно-технических разработок в производство;

• высокая доля теневой экономики;

• рост демографического и экономического нагрузки на занятое трудоспособное население.

Реализации указанных шансов способствовать структурная модернизация экономики, изменения в ее пропорциях, что обусловит необходимость оптимизации пропорций занятости населения между сферами экономической деятельности. Вполне вероятно сокращение занятости в промышленности и сельском хозяйстве, перемещения рабочей силы из отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности в другие сферы экономической деятельности, которые могут предложить лучшие условия труда и более высокую оплату. Структурные сдвиги могут усилить дисбаланс рабочих мест и кадров в силу несоответствия качественных характеристик рабочей силы потребности в ней.

Реализации стратегических направлений

Важное значение в реализации стратегических направлений продуктивной занятости имеет денежно-кредитная политика. В условиях ее использования на поддержку отечественного производителя можно ожидать усиления ее стимулирующей функции и росте спроса на рабочую силу из-за увеличения оборотных средств предприятий, детенизации экономики и легализации доходов субъектов экономических отношений. Если проблемы с наполнением государственного бюджета через уменьшение налоговой нагрузки, низкие темпы роста ВВП будут продолжаться, наиболее вероятно обострится проблема занятости в бюджетнозависимых отраслях.

В ближайшей перспективе необходимо разработать и реализовать государственные программы, направленные на подъем инвестиционной активности, в том числе, за счет привлечения иностранных инвестиций. Для повышения производительности сферы занятости населения важное значение приобретает государственная поддержка инвестиционных проектов развития приоритетных производств, предусматривающих создание новых рабочих мест. Вследствие ускорения процесса реализации новых инвестиционных и инновационных проектов с использованием трудо сберегающих технологий произойдут изменения в профессионально-квалификационной структуре занятых, повысится производительность труда, возрастет емкость сферы занятости населения.

Читайте также  Социально-экономические проблемы занятости

Увеличение объемов инвестиций в материальное производство способствовать повышению технической вооруженности и производительности труда. Следует ожидать высвобождения избыточной и неконкурентоспособной рабочей силы предприятий с низким уровнем технологического обновления производства. По стабильного роста спроса на отечественную продукцию в условиях обновленного производства и введения дополнительных высокотехнологичных рабочих мест, уровень производительности всей системы занятости расти.

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность является стимулирующим фактором для развития сферы занятости, особенно если она осуществляется в развитом конкурентной среде, побуждая работников к овладению новых стандартов экономической деятельности. Создание привлекательного инвестиционного климата в стране, в том числе для иностранного инвестирования, обеспечит повышение качественных параметров занятости.

Достижению целей продуктивной занятости должны способствовать изменения в материальном стимулировании труда на основе существенного повышения абсолютного уровня заработной платы, которая сейчас не выполняет воспроизводственной и стимулирующей функций. Вследствие дешевизны рабочей силы сдерживается подъем платежеспособного спроса населения, происходит консервация отсталых технологий, сдерживается процесс наращивания объемов ВВП.

Учитывая имеющиеся тенденции экономического и социального развития стратегическими приоритетами обеспечения продуктивной занятости является рост капиталовооруженности и производительности труда, повышение эффективности использования рабочего времени, сокращение объемов неформальной и неполной занятости, детенизация доходов населения.

Изложенные выше приоритетные направления и конкретные мероприятия стратегии обеспечения занятости населения имеют концептуальный характер и дают основания для вывода о необходимости и важности ее реализации. Процесс обеспечения продуктивной занятости предусматривает создание условий для роста занятости в производительных и стратегически важных видах экономической деятельности, которые усиливают конкурентные позиции страны, отвечают потребностям национального хозяйства и обеспечивают полноту воспроизведения. Поэтапное внедрение стратегии, оперативная коррекция, модернизация задач и комплекса мероприятий в соответствии с имеющихся изменений сформируют условия для стабильного роста производительности занятости населения.

Стратегия обеспечения занятости населения

► формализация занятости;
► ускорения капитализации в сфере занятости;
► инноватизации сферы занятости населения;
► повышение параметров конкурентоспособности сферы занятости.

Методы обеспечения продуктивной занятости, правовое обеспечение

• нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации стратегии формирования занятости населения;
• создание нормативно-правовых условий для повышения производительности рабочих мест и качественных параметров рабочей силы;
• усиление правовой ответственности за нелегальную предпринимательскую деятельность.
Финансовое обеспечение
• Формирования благоприятных налоговых и финансово-кредитных условий для повышения экономической активности и роста конкурентоспособности национального производителя;
• Формирование действенного механизма инвестирования модернизации производственных мощностей, повышение профессионально-квалификационного уровня работников;
• Стимулирование реализации инновационных проектов;
• Инвестирования в человеческий капитал.

Административно-организационное обеспечение

• активизация деятельности органов местной власти по стимулюванние предпринимательской активности населения;
• активизация деятельности институтов по содействию трудоустройства населения, повышения качества системы профобучения;
• поддержание гибкости рынка труда и мобильности рабочей силы;
• ограничение оттока »умов» из страны и приток неквалифицированной иностранной рабочей силы;
• формирование когорты высококвалифицированных управленцев.

Мотивационное обеспечение

• материальное и моральное поощрение производительного труда;
• поощрения населения к занятости в стратегически важных видах экономической деятельности;
• пропаганда легальной продуктивной занятости;
• экономически обоснованный рост заработной платы.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *