Управление знаниями и инновациями: основные факторы конкурентоспособности современных предприятий

Управление знаниями и инновациями: основные факторы конкурентоспособности современных предприятий

Управление знаниями и инновациями: основные факторы конкурентоспособности современных предприятий

В постиндустриальном обществе, основанном на экономике услуг, преобладает интенсивность создания и передачи информации и знаний, постоянно растет значение продуктивных знаний. Производственное обучение и совершенствование навыков (индустрия знаний, экономика знаний) рассматривается как непрерывный процесс, как одна из сфер внутренней деятельности предприятия. Таким образом, современное предприятие должно быть способно к постоянному организационному обучению, должно оперативно реагировать на постоянные изменения событий и ценить сотрудников и их знания в качестве ключевого ресурса, способствующего повышению конкурентных преимуществ и источника эффективной деятельности.

В современных условиях, когда на социальную и экономическую среду влияет множество внешний и внутренних факторов, выживание бизнес структур зависит от их конкурентоспособности. Предприятия больше не могут рассчитывать на то, что раннее на протяжении долгого времени успешно создаваемые продукты/услуги     обеспечат постоянную высокую производительность. Несмотря на стратегии низких цен, дифференциацию продуктов и услуг, инновации являются ключевым фактором выживания предприятия, в то время как знания являются источником инноваций. Предприятия с более высоким уровнем знаний способны управлять и использовать имеющиеся у них ресурсы и возможности по-новому, предоставляя более конкурентную продукцию для клиентов.

Работник как часть средств производства

На отношение к персоналу на предприятии также оказывал большое влияние и тип общества, в котором оно функционировало и развивалось. В индустриальном обществе, в котором доминировало массовое производство, как уже упоминалось, работник воспринимался как часть средств производства. Не имеющий своих потребностей и предпочтений. Далее, трансформируясь в информационное общество и переходя к индивидуализованному производству и постоянному предоставлению различного спектра услуг, взгляд на работника менялся, его интеллектуальный потенциал становился важнее, чем физические навыки.

В обществе, где основными ресурсами являются не только традиционные экономические (капитал, земля, труд), но также информация и знания. Одними из наиболее важных навыков сотрудников являются постоянное желание учиться и стремиться к усовершенствованию имеющихся знаний. При этом генерируются новые идеи, которые впоследствии реализуются при разработке новых продуктов и услуг или улучшении уже существующих. В информационном обществе меняется отношение не только к сотрудникам, но и к их соединяющей общей системе — к предприятию, на которое оказывает влияние и внешняя среда.

Читайте также  Персонал как определяющий элемент структуры маркетинга туристических компаний

Концепция обучения на протяжении всей трудовой деятельности

Современное предприятие от традиционного отличается динамикой осуществляемых процессов и гибкостью организационной структуры. В современном предприятии сотрудники постоянно развиваются (концепция обучения на протяжении всей трудовой деятельности) и ощущают поддержку менеджеров. Которые постоянно уделяют внимание работникам и выделяют ресурсы для всестороннего повышения квалификации всего персонала. также инициируют командную работу и пытаются предоставить достаточное количество творческой свободы.

В постиндустриальной экономике наиболее важным фактором конкурентного преимущества становятся не новые технологии, уникальность товара/услуги, имеющиеся материальные активы, а знания и способность управлять ими. Потому что этот ресурс тяжело воспроизводимый и копируемый. Процесс создания инноваций напрямую зависит от имеющихся знаний и их коммерциализации, трансформирования в продуктивные знания.

Формирование дисциплины управления знаниями является ответной реакцией на феномен экономики знаний. А также одним из ключевых факторов успеха современных предприятий. В наукоемком бизнесе, управление знаниями является процессом, тесно связанным с развитием организационной культуры, которая должна способствовать процессам создания, накопления и передачи знаний. Управление знаниями — это способность собирать и использовать то, что знают сотрудники, с целью создания инновационных продуктов и развития услуг, реализации эффективной и социально ответственной деловой практики. Наиболее распространенные задачи управления знаниями являются обмен и передача знаний, повторное их использования и конкретное применение — создание инновационных продуктов и услуг.

Управление знаниями на современном предприятии способствует взаимодействию между бизнес-процессами, сочетая различные деятельности:

— опыт, накопленные знания;
— высокое качество обслуживания клиентов, используя ранее накопленные знания об их потребностях;
— повышению конкурентоспособности за счет новых знаний, которые позволили бы сократить затраты и оптимально удовлетворить потребности клиентов;
— увеличивая производительность труда сотрудников, продвигая (стимулируя) инновационную деятельность, внедряя новые технологии, обучая персонал, расширения сферы деятельности и совершенствуя поставляемую продукцию, или качество услуг.

Читайте также  Машиностроительный комплекс: разрыв интересов между заинтересованными сторонами

Основная цель управления знаниями на предприятии — превращение знания сотрудников в конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество зависит не только от физических активов или одноразового финансового вложения, но и от эффективного направления интеллектуального капитала. Если ранее конкурентное преимущество зависело от технологического и программного обеспечения и информации, то сегодня конкурентоспособность определяет персонал. Именно обучение персонала и управление знаниями являются одними из ключевых факторов успеха и конкурентного преимущества современного предприятия. В целях развития потенциала сотрудников, не достаточно только правильно их подобрать, требуется постоянное сотрудничество. А так же создание тесных отношений, стараясь постепенно развивать базу организационных знаний.

Интеллектуальный потенциал современного предприятия

Современное предприятие можно охарактеризовать как организацию, основанную на знаниях. Чьи сотрудники и их имеющийся интеллектуальный потенциал являются одним из главных условий для обеспечения оптимальной производительности труда и эффективной деятельности предприятия. Такое предприятие является гибким и способным адаптироваться к непрерывным изменениям, избегая рисков и развивая компетенции своих сотрудников постоянным обучением.

Одним из ключевых факторов успеха современного предприятия, связанного с концепцией обучения на протяжении всей жизни, являются сложно копируемые и неисчерпаемые знания и их управление. На успешное применение принципов управления знаниями может влиять отношение руководства к персоналу, подобающая оценка их мастерства и компетентности. А также развитие других деятельностей (систем мотиваций), связанных с управление человеческими ресурсами. Персонал являются наиболее важным элементом в управлении знаниями, потому что сотрудники, накапливая опыт. Также создают и копят знания, необходимые для успешного достижения стратегических целей предприятия. Управление знаниями побуждает сотрудников соединять имеющиеся знания, тем самым создавая благоприятную среду для сотрудничества.

Управление знаниями является основой инновационной деятельности. Аспекты управления знаниями, такие как генерирование идей, методы обучения, процессы управления знаниями, организационная культура. А так же способствующая обмену знаниями, системы управления знаниями, непосредственно влияют на инновационные процессы и эффективность, а также конкурентоспособность современного предприятия.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *