Финансовое обеспечение социально- культурной сферы

Финансовое обеспечение социально- культурной сферы

Финансовое обеспечение социально- культурной сферы

Социальная сфера играет важную роль в социально-экономическом развитии любого общества. В частности, она формирует моральные и духовные ценности членов общества, является источником обеспечения здоровья нации, увеличение средней продолжительности жизни, улучшение демографической ситуации, предотвращения молодежи от вредных привычек, снижение уровня преступности в обществе, обеспечивает социальную стабильность, а также создает основу для научно -технического прогресса и способствует экономическому росту государства. Однако страна по уровню финансирования социальной сферы остается далеко позади развитых стран мира.

Средств не хватает не только на развитие отраслей социальной сферы, но и на их текущее содержание. Поэтому возникает потребность в поиске новых подходов и разработке действенного механизма эффективного финансирования общественных потребностей, и обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью данной статьи является исследование механизмов финансирования социального сектора и разработка предложений по совершенствованию его финансового обеспечения.

Согласно поставленной цели, необходимо определить следующие задачи:

— Раскрыть сущность и основные составляющие бюджетного механизма управления в сфере социальной защиты;
— Определить пути совершенствования финансового механизма государственного управления социальной защитой.

Объектом исследования в статье выступает механизм финансового обеспечения социально — культурной сферы.

Всех источников финансирования социально-культурной сферы ведущее место принадлежит бюджетной системе. В современных условиях более половины расходов на социальные мероприятия финансируется из местных бюджетов, которые становятся одним из основных источников удовлетворения жизненных потребностей общества. Финансирование социальных мероприятий уже традиционно осуществляется по остаточному принципу. К главным проблемам современности относятся не только недостаточны размере финансирования, но и отсутствие эффективной системы финансового обеспечения отраслей социальной сферы (не имеет связи между затратами и полученными результатами), стимулов для перехода к децентрализованного финансирования части социальных расходов, требуют безотлагательного пересмотра социальных стандартах и нормативы.

Читайте также  Оценка эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью высших учебных заведений

В последнее время правительство перекладывает основное бремя по финансированию социальных расходов на местные органы власти. Но из-за нехватки средств местных советов значительная часть населения не получает социальных гарантий от государства или вынуждена довольствоваться ограниченными размерами финансирования. Гражданам приходится самостоятельно обеспечивать себя жильем, получать образование, платить медицинские услуги и т.д..

Одной из основных составляющих бюджетного механизма обеспечения социальных потребностей выступает финансовое планирование и прогнозирование, важность которых заключается в том, что государство с их помощью определяет свои финансовые возможности для принятия решений по экономическому и социальному развитию как всего государства, так и отдельных ее регионов.

Недостаточность бюджетного финансирования

Недостаточность бюджетного финансирования отраслей социальной сферы усиливается применением сметного порядка финансирования, порождает остаточный метод финансирования. При таких условиях практически теряется связь между затратами и результатами деятельности. Это ведет к снижению стимулов эффективности труда. Отсутствие эффективности использования бюджетных ресурсов тормозит рост ВВП. Поэтому нужно отказаться от принципа «обеспечение функционирования» бюджетного учреждения и перейти к принципу «эффективной деятельности». То есть при определении объема ассигнований из бюджета нужно руководствоваться тем сколько нужно для достижения запланированных результатов (эффективности) и удовлетворения общественных потребностей.

В бюджетном механизме финансирования общественных потребностей большое значение также приобретают межбюджетные отношения. Одними из самых сложных проблем является эффективная организация отношений внутри бюджетной системы, в частности, распределение финансовых ресурсов между различными уровнями власти.

Следует также отметить, что действующая система межбюджетного регулирования предусматривает распределение межбюджетных трансфертов в расчете на один бюджетный год, что не позволяет местным органам власти осуществлять прогноз доходов на среднесрочную перспективу. Необходимо обратить внимание и на то, что реализация некоторых социальных программ невозможна в течение одного года, поэтому система межбюджетных отношений требует структурных преобразований. Отсутствие возможности точно спрогнозировать объем доходов делает невозможным осуществление расчетов по необходимому объему расходов на выполнение социальной программы.

Читайте также  Машиностроительный комплекс: разрыв интересов между заинтересованными сторонами

Также реалии современного развития общества свидетельствуют о том, что в условиях социально-экономических трансформаций благотворительные организации сталкиваются со многими проблемами и трудностями, среди которых можно выделить следующие: проблемное законодательство, брак в стране стандартов для осуществления благотворительной деятельности, недостаток экономических стимулов для поощрения благотворителей, ограниченные материальные ресурсы для поддержки повседневной деятельности организаций, низкий уровень осведомленности общественности о сущности и цели благотворительности, низкий уровень доверия к благотворительности, отсутствие квалифицированных сотрудников в благотворительных организациях, отсутствие потенциальных благотворителей, препятствия со стороны власти и общественности при осуществлении благотворительной деятельности, сложная процедура регистрации организаций.

Сбережений граждан пока оказывается недостаточно для обеспечения собственного благосостояния. Собственные накопления граждан должны стать главным источником удовлетворения общественных потребностей. В этих условиях возможно социально-экономическое процветание нации.

Финансирование социальной сферы принадлежит государственным методам

Таким образом, на сегодня ведущая роль в финансировании социальной сферы принадлежит государственным методам. Однако бюджетный механизм финансового обеспечения социального сектора не является совершенным. Нуждается в структурных изменениях бюджетное планирование и прогнозирование, сметный порядок финансирования расходов на социальные мероприятия и бюджетный контроль. Ключевым аспектом в решении указанных проблем должно стать широкое внедрение в бюджетную практику программно-целевого метода.

Безотлагательного пересмотра требуют межбюджетные отношения, социальные стандарты и нормативы, а также существующая система предоставления льгот. Необходимо также со стороны государственной и местной власти создать соответствующие стимулы для предпринимательского сектора, благотворительных организаций о заинтересованности последних в решение социальных проблем региона. И не менее важным должно стать политика повышения и защиты собственных доходов граждан как главного источника удовлетворения социально-культурных потребностей каждого гражданина.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *