Формирование готовности к реализации карьеры

Формирование готовности к реализации карьеры

Формирование готовности к реализации карьеры

В статье проанализированы понятия профессиональной карьеры, определены основные компоненты готовности будущих специалистов к успешной реализации профессиональной карьеры. Исследовано влияние карьерных ожиданий на осуществление карьерных планов, выявлены основные трудности профессионального становления будущих специалистов. Обоснованы критерии оценки характерологических целостности личности, которая является составной профессиональной пригодности и определяются с помощью комплекса методик диагностирования в соответствии с типовой классификации психологических свойств будущих специалистов. Определены педагогические условия, необходимые создавать для формирования готовности будущих специалистов к успешной реализации профессиональной карьеры.

Современные требования к уровню качества профессиональной подготовки будущих специалистов, связанных с изменениями в мировой экономике, социально-экономическом положении страны, общественном сознании из условия изучение проблемы самореализации личности и, в частности аспектов успешной реализации профессиональной карьеры. Одним из основных условий успешной карьеры правильный выбор профессии, который во многом определяет судьбу человека.

Выбор профессии определяется многими факторами, например:

— собственными пожеланиями,
— психологическими особенностями развития,
— интеллектуальными возможностями,
— потребностями рынка труда и тому подобное.

Кроме того, считают, что выбор профессии есть выражение личности и сводится к поиску наиболее подходящего для себя окружение, то есть профессиональной группы.

Понятие профессиональной карьеры связано с осознанной позицией и поведением человека в области трудовой деятельности, определяется должностным или профессиональным ростом. По классификации, действующие модели карьеры делятся на динамические (связанные с изменением рабочих мест) и статические (осуществляется в одном месте, на одной должности путем профессионального роста). Соответственно, развитие профессиональной карьеры происходит либо вертикально, что определяет должностное продвижение по ступеням иерархической лестницы, или горизонтально — в пределах одного уровня, но с изменением вида занятий, а порой и профессии.

Реализация профессиональной карьеры проходит в последовательных жизненных этапах и поэтому молодому человеку необходимо научиться адекватно распределять свои силы на весь период карьеры, уметь прогнозировать возможные подъемы и спады в этом процессе. Формирование готовности молодежи к успешной реализации профессиональной карьеры выступает как одна из важнейших проблем профессиональной педагогики.

Целью статьи является обоснование влияния личностных и психологических факторов на формирование готовности будущих специалистов к успешной реализации профессиональной карьеры, которые способствуют ценностном отношению и творческому овладению профессией.

В общем считают:

— что понятие «карьера» признается как ценность, занимает важное место в жизни человека;
— понятие «профессия» — как возможность самореализации и самоутверждения для человека;
— понятие «работа» понимается как досадная необходимость зарабатывать, не связывается с реализацией профессиональной карьеры.

Анализ исследований показывает, что в целом молодежь определяет карьеру, в первую очередь, как средство улучшения материального положения и возможность для самореализации. Вместе с этим, в суждениях будущих специалистов определения ценности и значения карьеры лично для себя не достаточно конкретизированы и вызывает проблематичность в планировании карьеры по своей профессии. Но отмечается довольно высокий уровень понимания относительно средств реализации профессиональной карьеры. В частности, главным фактором реализации карьеры молодежь определяет личностные качества специалиста, творческую активность и ответственность за свои действия.

Диагностирования совокупности психических и психофизиологических особенностей будущего специалиста, которые важны для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессиональной деятельности, определения его профессиональной пригодности является важной составляющей в прогнозировании возможности успешной реализации профессиональной карьеры.

Профессиональная пригодность определяется анатомофизиологическое особенностями личности (физическим развитием, психомоторным и сенсорными свойствами, особенностями нервной системы). Профессиональной одаренностью (интеллектуальными способностями, профессионально-важными качествами, специфические способности); профессиональной направленности (интересами, мотивами, потребностями и склонностями). Характерологической целостностью и профессиональной определенностью (способностью к самосовершенствованию, профессиональной идентификацией, готовностью к профессиональной деятельности, становлением образа «Я-профессионал»).

Характерологическая целостность личности делает оценки личностных и профессиональных качеств, которые необходимы для самостоятельного совершенствования профессиональных знаний и умений, способствующих достижению производительности жизнедеятельности и является условием успешной реализации профессиональной карьеры.

Критерии оценки характерологических целостности связанные с компетентностью сознательного построения профессиональной жизни:

— решением проблемами собственного саморазвития, самоопределения;
— приобретением навыков саморегулированием чувств;
— наличием определенных адаптационных навыков, развитостью когнитивной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
— способностью к оптимистическому восприятию жизни и ориентации на успех;
— развитостью механизмов регуляции ролевого поведения;
— осознанию системы приоритетов жизненных ценностей;
— степени ответственного отношения личности к жизни;
— умением строить жизнь по собственным жизненным проектом, ответственностью за собственную судьбу и поступки.

Анализ современных исследований в области профессионального отбора свидетельствует, что на практике используется комплекс методик диагностирования профессиональной пригодности, который разделяют на группы в зависимости от типичной классификации психологических свойств личности, в частности: методики диагностики познавательных способностей (оценка способностей восприятия, памяти, внимания, интеллекта, креативности), диагностика специальных способностей (музыкальных, актерских, технических, деловых качеств), диагностики личностных особенностей, диагностики самосознания, диагностики мотивационной сферы, диагностики межличностных отношений и тому подобное.

Читайте также  Современный студент: взгляд маркетолога

При определении профессиональной пригодности, для прогнозирования возможности успешной реализации профессиональной карьеры используют пять уровней диагностической работы с учащимися, в частности:

— психофизиологический (определяет сформированность компонентов, которые являются составляющими физиологического и психофизиологического развития личности);
— индивидуально психологический (оценивает развитие основных психологических систем);
— личностный (выявление специфических особенностей личности, то есть отличие от других);
— микрогрупповых (выявление особенности взаимодействия с другими);
— социальный (анализ форм взаимодействия личности с широкими специальными группами и общества в целом).

По результатам диагностирования моделируется возможный вариант реализации профессиональной карьеры, основанный на сочетании основных базовых моделей, а именно: трамплин, лестница, змея, перекресток.

Поскольку важной детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности, то профессиональная карьера, в этой трактовке, является средством решения вопроса реализации концепции «Я-профессионал». Профессиональная идентификация, уровень развития профессиональной мотивации, готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов являются составными формирования образа «Я-профессионал» и успешности реализации профессиональной карьеры. Также, необходимо оценивания профессиональной одаренности специалиста, анализа уровня развития его интеллектуальных способностей и наличия специфических, профессионально значимых для определенного вида профессиональной деятельности способностей.

Определение профессиональной направленности, происходит по результатам выявления доминирующих профессиональных мотивов, учета динамики их развития в процессе профессионального становления, изучение потребностей и наклонностей личности, диагностирования наличия профессиональных интересов способствует эффективности процесса формирования готовности будущих специалистов к успешной реализации профессиональной карьеры.

Сочетание понятий «карьера» и «успех»

Получая в учебном заведении профессии, будущий специалист обычно надеется на развитие своего дальнейшего профессионального жизни, на успешность своей профессиональной карьеры. В представлениях современной молодежи наблюдается сочетание понятий «карьера» и «успех». Карьера определяется ими исключительно как успешная. Такое понимание отражает отношение молодежи к этому явлению как к положительному, ценного, ожидаемого в своем профессиональном будущем.
Положительное отношение к будущей профессиональной карьеры выступает важной основой направленности человека на реализацию своих возможностей в условиях профессиональной деятельности, утверждения в профессиональной сфере, достижение высокого уровня профессионализма, а выбор карьеры имеет смыслообразующий характер.

Вместе с этим, мобилизующий потенциал, содержащийся в положительном отношении к профессиональной карьере, не всегда обеспечивает реальные шаги человека в воплощении карьерных планов. По данным исследований, торможение или даже прекращения реализации карьерных планов в профессии может быть связано с несколькими причинами.

Во-первых, положительное отношение к карьере вообще не обеспечивает такого же отношения к конкретной профессии, по которой учится будущий специалист.

Во-вторых, представление о профессиональной карьере могут иметь очень обобщенный характер, в которых не определена цель, условия и средства ее достижения.

В-третьих, карьерным ожиданиям более присуща эмоциональная окрашенность оценки, чем рациональное осознание сущности профессиональной карьеры, ее общего значения и личностного смысла.

Карьерные ожидания будущих специалистов

Карьерные ожидания будущих специалистов в зависимости от своего содержания и характеристик выступают как фактор, активизирует и направляет личность на реализацию и развитие профессионального потенциала, либо становится фактором, что затрудняет дальнейшую профессиональную деятельность. В первом случае карьерные ожидания могут быть определены как перспективные в профессиональном становлении специалиста, во втором — как неперспективные.

По окончании профессионального обучения перед человеком стоит необходимость поиска своего места в социально-экономической среде, специалист вынужден выбирать себе место работы, тем самым определять свое дальнейшее профессиональное и личностное развитие, общее направление профессиональной карьеры. Момент определения вектора профессионального развития связан с карьерными ожиданиями специалиста. Именно характер карьерных ожиданий специалиста отражает намерения относительно места применения своей профессиональной работы. В конце обучения будущий специалист создает определенный образец дальнейшей профессиональной карьеры на основе своих представлений, а также своего отношения к ней, что воплощается в его карьерных ожиданиях.

Ожидание в психологии определяются как прогностическое, достоверное отношение к миру, к разнообразным объектам, их динамики. Феномен ожиданий отмечается по эмоциональной окраске, ожидания бывают положительные. То есть достигается положительно-эмоциональный, желаемый результат, и отрицательные, связанные с нежелательным результатом. Карьерные ожидания можно определить как эмоционально-оценочное отношение личности к профессиональной карьере. Которое отражает субъективное представление о профессиональной карьере и характер субъект-объектного взаимосвязи. Обусловливает регуляцию профессионального поведения, побуждает к упрочение личности в профессиональной деятельности. Карьерные ожидания в процессе профессионального становления выступают показателем. По которому можно выявить актуальное связь будущего специалиста по профессии, профессиональной карьерой, исследовать особенности личностного и профессионального становления на определенном этапе. И на этой основе прогнозировать перспективность дальнейшего продвижения специалиста в профессиональном среде.

Читайте также  Совершенствование механизма материального стимулирования труда государственных служащих

Неконкретные представление человека о средствах достижения цели о желаемую работу связанные с непониманием реальных профессиональных ценностей, организационных условий, механизмов должностного роста, социальных и административных норм.

Профессиональное становление будущего специалиста связано и с некоторыми трудностями

Например, на этапе профессионального обучения будущий специалист приобретает уверенность относительно предположений места своего трудоустройства. Но, как показывает практический опыт, проблема заключается в том, что выпускники не хотят работать по специальности, которую получили в учебном заведении. Причина этого явления может быть определена тем влиянием информации социально-экономического характера, которую получили молодые люди во время учебы.

Например, во время прохождения производственной практики. Которая с одной стороны способствует формированию реалистичности представлений будущего специалиста о конкретной профессиональной деятельности. С другой стороны выявляет для него целый ряд проблем реального производства, связанных с неустойчивым финансовым и юридическим положением производства, низким уровнем оплаты труда. Кроме того, статус работника в современном обществе по сравнению с предыдущим этапом социально-экономического развития значительно изменился в сторону снижения престижности. В таких условиях возникает отсутствие настоящего интереса к профессии, не способствует возникновению профессиональной активности и ориентации на успех.

В общем, понятие готовности будущих специалистов к успешной реализации профессиональной карьеры является сложным образованием, интегральной характеристикой личности, определяется комплексным отражением целого ряда важных личностных черт и профессиональных качеств.

Готовность будущих специалистов к успешной реализации профессиональной карьеры имеет следующие составляющие:

— психологическую готовность,
— теоретическую готовность (интеллектуальный, когнитивный и информационный компоненты),
— практическую готовность,
— готовность к дальнейшему совершенствованию себя как специалиста.

В частности, психологическая готовность будущих специалистов предполагает наличие системы побуждений, вызывающих активность личности, устойчивое стремление к достижению успеха и стремление избежать неудачи. Способность быстро и легко устанавливать контакт с другими людьми, умение сотрудничать и общаться. Способность к объективной самооценке своих действий и поступков. Способность осуществлять сознательную организацию и регуляцию своей деятельности и поведения, умение преодолевать трудности при достижении цели.

Теоретическая готовность связана с наличием у будущих специалистов познавательных способностей, способности быстро и легко получать новые знания и умения, развитостью умение преодолевать неожиданные препятствия, находить выход из нестандартных ситуаций. Наличием в них специальных знаний. Способностью ориентироваться в потоке информации и выбирать среди нее существенную подобное.

Практическая готовность — это способность будущих специалистов к профессиональной деятельности, умение применять знания о способах действий на практике, сформированность профессиональных умений и навыков. Способность к контролю за выполнением поставленных задач, умение вести учет, анализ и готовить отчеты. Добросовестное отношение к работе, качественное выполнение поручений или задач в соответствии с поставленными требованиями, дисциплинированность, пунктуальность и ответственность.

Готовность к реализации профессиональной карьеры характеризуется готовностью личности к самосовершенствованию

А также наличием продуктивного творческого мышления, способностью поиска нововведения при решении сложных профессиональных задач.

В современном обществе профессиональная карьера понимается как последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности, и определяется как чрезвычайно желательно в профессиональной жизни человека явление. Именно в профессиональной карьере происходит становление специалиста как профессионала, проявляется в развитии личности, овладении профессиональной деятельностью, реализацией личности в профессии и достижением ею вершин профессионализма. Карьера считается одним из показателей развития индивидуального профессиональной жизни человека. То есть достижения им желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни. Успешно построена карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

Также, на наш взгляд, процесс формирования готовности будущих специалистов к успешной реализации профессиональной карьеры должен включать процесс осознания перспективности. Которая проявляется в раскрытии мобилизующей способности карьерных ожиданий. Осознанные карьерные ожидания обусловливают адекватность профессиональной подготовки специалистов современным социально-экономическим требованиям, направляют специалиста на профессионализм благодаря определению личностного смысла, цели и средств реализации карьеры. А также мотива активности в реализации профессиональной карьеры, способствуют успешности их дальнейшего профессионального продвижения. Поэтому, во время профессиональной подготовки должны быть созданы соответствующие условия, которые способствуют развитию осознанности будущими специалистами своих карьерных ожиданий.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *