«Хороший, плохой, злой» — психологические портреты боссов

«Хороший, плохой, злой» - психологические портреты боссов

«Хороший, плохой, злой» — психологические портреты боссов

Руководители могут быть темпераментными и спокойными, целенаправленными и инфантильными, профессионалами и дилетантами. У каждого есть свой метод управления, выбор которого зависит от индивидуальных особенностей человека, профессиональной подготовки и практического опыта. Почему каждый из них выбирает тот или иной путь руководства и как вести себя с разными типами боссов?

То еще с советских времен сложился стереотип, что тот, у кого больше власти в организации, может позволить себе неуважение к сотрудникам. В США, наверное, эта проблема уже давно не такая острая. В стране, где каждый скандирует о защите гражданских прав и равноправие, начальник должен быть вежливым и учтивым. Я сама была свидетелем, как менеджер в ресторане во время напряженной работы крикнул на официантку — американку (к тому же достаточно справедливо), она в ответ расплакалась, выбежала из ресторана и потом еще полвечера рассказывала персоналу и посетителям о неправильном поведении босса.

Самое интересное, что после завершения менеджер попросил прощения у официантки и купил всем сотрудникам в ресторане по пиву. Это довольно нехарактерно для Украины, не так ли? Но не приведет политика «доброго начальника» к тому, что сотрудники вылезут на голову? Это, конечно, возможно. Однако это более характерно славянскому менталитету. Дружеские отношения с боссом в американской фирме — это новый стандарт, на который ориентируется почти весь мир.

Однажды я работала на компанию, занимавшуюся проведением бизнес-тренингов

На курсы приезжало много руководителей и топ-менеджеров ведущих компаний. На уроках их учили, как правильно управлять компанией, вести себя в коллективе и обращаться с персоналом. Оказывается, что начальников можно классифицировать по многим категориям. Впрочем целом называют три основные группы: либералы, демократы и бюрократы. Надеемся, что благодаря нашим советам Вы сможете определить характер своего руководителя и воспользоваться этим для собственной карьеры. Кроме того, может, кто-то в том увидит и себя со стороны.

Лица так называемого «либерального» типа лучше отвечают классическим американским историям об успехе: человек без высшего образования строит бизнес своими руками с нуля. Такой руководитель способен вдохновить своими идеями и повести за собой каких-либо. В компаниях с руководителями такого типа чаще всего происходят технические революции.

Такой человек может всегда выслушать мнение любого сотрудника (правда, это не значит, что она будет согласна). Такого босса работники искренне уважают и преданы ему. Под руководством такого человека может вырасти и сделать карьеру в компании практически любой талантливый и трудолюбивый сотрудник. Поэтому стоит заранее выявить эти черты характера Вашего босса, чтобы в дальнейшем вести правильную стратегию карьерного роста. Довольно часто такие лица — харизматичные лидеры, которые не терпят поражений и провалов, они их просто не признают. Тот факт, что такие люди поощряют риск и свежие идеи, дает шанс талантливым сотрудникам проявить себя.

Читайте также  Управление информацией в государственных институциях

Такой стиль руководства уместен в творческих коллективах, где нет необходимости в жестких планах и стандартах. Тогда каждый сотрудник компании какой-то мере берет на себя роль руководителя и организатора. Поэтому непосредственный руководитель находится как бы «в тени» — его участие в производственном процессе минимальна. Но стоит отметить, что такая самоорганизация коллектива и его гибкость компании только на пользу: действуя по обстоятельствам, проще осуществить крупные проекты. Следует отметить еще и то, что такой образ руководства очень эффективен на начальной стадии становления бизнеса, когда сильная воля и непоколебимая вера в успех иногда играют решающую роль.

«Демократический» тип руководителя

Отличительная особенность несколько иного «демократического» типа руководителя — готовность делиться своими полномочиями с сотрудниками. Таким образом, все в компании получают возможность быть какой-то степени ответственными за результат работы. Здесь следует отметить, что в этом случае руководитель должен иметь все основания полностью доверять своим сотрудникам и быть уверенным в том, что они способны выполнить те задачи, которые он перед ними поставит. Поэтому, работая с демократом, важно продемонстрировать свою ответственность и преданность делу.

Демократ постоянно общается с коллективом. Он никогда не будет считать себя привилегированной лицом и не поставит себя выше других. В коллективе все равны, и любой сотрудник имеет право высказать свое мнение. Те, кто выбрал этот стиль, большое внимание уделяют психологической климата в коллективе. Жесткие приказы применяют только в случае крайней необходимости. В отличие от авторитарного, диктаторского типа, в арсенале у демократов есть разные поощрения: премия за успешно выполненное задание повышает усердие работников гораздо лучше, чем страх выговора или даже увольнение.

Основной акцент в случае демократической модели — на грамотном распределении обязанностей и полномочий между всеми сотрудниками компании. Как и в любом демократическом обществе, все имеют право голоса. Вряд ли руководитель будет принимать окончательное решение по тому или иному вопросу, не приняв во внимание мнение подчиненных. Но это не значит, что в фирмах, где у руля демократ, нет контроля над деятельностью сотрудников. Он есть, но все контролирует не только начальник, но и определенная категория сотрудников, наделена соответствующими полномочиями. Итак, в стабильной ситуации демократический стиль — наиболее выгодное решение.

Читайте также  Вопросы маркетинга в системе образования

Сегодня «директивный», или «авторитарный», тип начальника уже не так часто случается, как раньше. Но все без исключения типы руководителей имеют частичку так называемого «бюрократа». Это может быть строгий контроль, четкая система оценки сотрудников, любовь к правилам и отчетов. Бюрократ — это классический, типичный начальник. Его приказы нужно выполнять, как в армии, то есть без лишних раздумий.

Самодеятельность здесь неуместна, только правила

Такое поведение можно объяснить тем, что бюрократ очень любит точные данные. Никаких предположений, ни интуиции. Только четкий, трезвый анализ, все расставлено по полочкам. В коллективе, где руководит такой человек, атмосфера очень нездоровая: постоянные интриги, сплетни, идет скрытая борьба «за кресла».

Этот вид управления можно условно назвать единоличным. Принимать и отменять решения может только руководитель, который вряд ли будет прислушиваться к мнению подчиненных. Среди основных методов воздействия руководителя-диктатора — приказ, выговор, наказание и штрафы. Казалось бы, целесообразность этой модели управления вызывает сомнения. Но к безусловным плюсам авторитарного стиля можно отнести его эффективность в нестабильных экономических ситуациях. Быстро принять решение и выполнить его — лучшая политика в условиях финансового кризиса. Пример — автомобильная корпорация Генри Форда.

Благодаря его жесткому стилю управления империя «Форд» в середине прошлого века захватила более половины рынка. Как видим, у сторонников диктатуры есть все шансы стать монополистами в своей сфере. Но наряду с сильными сторонами всегда есть слабые — в компаниях, где кнут используют без пряника, резко исчезает инициатива работников. И это вполне понятно. Постоянный контроль руководства совершенно не способствует самостоятельному принятию решений.

Главное понимать — если Вы работаете на человека, то всегда есть уважать ее. Однако не стоит позволять неуважение к себе. Во времена недоразумений и конфликтов не следует рассматривать ситуацию только со своей позиции. Иногда стоит поставить себя на место босса и подумать, как бы в такой ситуации Вы поступили? Это также касается и начальников! Стоит помнить, что толерантность и выдержка — лучшие качества в решении острых проблем на предприятии.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *