Человеческий капитал: факторы развития

Человеческий капитал: факторы развития

Человеческий капитал: факторы развития

В условиях глобализации и информатизации человеческий капитал становится определяющим фактором развития современных экономических систем, без которого невозможен технический и экономический прогресс.

Согласно данным отчета Всемирного экономического форума «Человеческий капитал в 2013 г.» среди 122 стран Россия занимает 51 место, зато Казахстан занимает 45, а Украина — 63 позицию.

Внутренние факторы человеческого капитала состоят из совокупности характеристик отдельных индивидов с присущими им врожденными и приобретенными свойствами. Каждый носитель человеческого капитала имеет уникальные характеристики, которые сформировались под влиянием определенных факторов, и включает уровень здоровья, образования, квалификации, компетенции, личных качеств, мотивации.

Фактор мотивация индивида

Основным внутренним фактором является мотивация индивида, направленная на удовлетворение его потребностей. Мотивация интеллектуального труда определяется многими факторами, среди которых следует отметить материальную заинтересованность и психологическое удовлетворение от работы. Вместе с тем материальное вознаграждение не всегда является решающим фактором для индивида, поскольку речь идет о носителях творческого потенциала — это прежде всего самореализация, достижение успеха в своей профессии, свобода в выборе работодателя, условий труда и экономическая независимость в принятии решений, свобода передвижения.

Изменение факторов человеческого капитала в значительной степени обусловлена процессами, которые происходят во внешней среде человеческого капитала. Среди факторов внешней среды следует выделить систему образования, информационно-компьютерные технологии, процессы глобализации, трансформацию рынка труда.

В современных условиях образование становится все более открытой и доступной для значительного количества людей. Наряду с обычными формами обучения активно развиваются дистанционные, которые и обусловливают доступность образования.

Сегодня в мире существует более 50 мировых веб-ресурсов бесплатной онлайн образования

В 2012 стартовали три крупнейшие проекты, которые предлагают онлайн программы для студентов со всего мира: Coursera (основан профессорами Стэнфордского университета), edX (совместный проект Массачусетского технологического института и Гарвардского университета) и Udacity (основан профессорами Стэнфордского университета).

Читайте также  Проблемы молодежи на рынке труда

Самым успешным из них Coursera — проект, который уже преодолел отметку в 6 миллионов студентов из 190 стран. Coursera — это стартап в сфере онлайн образования, основанный профессорами Стэнфордского университета. Сейчас данный проект включает 599 курсов, разработанных преподавателями 108 университетов из 16 стран.

Курсы предлагаются на английском, французском, итальянском, испанском, немецком, арабском, русском и китайском языках с субтитрами на многих языках мира.

Онлайн образование стало возможным благодаря активному развитию информационно компьютерных технологий (ИКТ). Информационно-компьютерные технологии все интенсивнее проникают в трудовую сферу, под их влиянием изменяется структура занятости, повышается уровень мобильности рабочей силы, растут требования к и профессионального уровня работников, а также уровня навыков в пользовании ИКТ.

Этому способствуют следующие глобальные тенденции в информатизации общества:

— активное использование Интернет технологий в повседневной жизни;
— снижение цен на услуги связи, появление новой категории людей — «цифровые аборигены».

В 2012 году в мире насчитывалось около 363 млн. «Цифровых аборигенов» при общей численности мирового населения около 7 млрд. Человек, что составляет 5,2%. При этом 30% молодых людей в мире «цифровыми аборигенами». Численность «цифровых аборигенов» в стране связана с уровнем ее экономического развития. В России этот показатель составляет 6,3%, в Белоруссии — 5,5%, в Украине только 2,7%.

Лидирующие позиции по индексу развития информационно-компьютерных технологий, который включает три субиндекса: доступ, использование и практические навыки — занимают Республика Корея, Швеция, Исландия, Дания, Финляндия, Норвегия. Страны бывшего СССР имеют следующие значения: Россия занимает 40 место (индекс — 6,19), Белоруссия занимает 41 место (индекс — 6,11), Украина — 68 место (индекс 4,64).

Развитие информационно-компьютерных технологий выдвигает новые требования к образовательному, квалификационного и профессионального уровня человеческих ресурсов. А это, в свою очередь, обусловливает появление новых инновационных форм человеческого капитала, характеризующиеся компьютерными навыками, владением иностранными языками, виртуальным сотрудничеством, креативным мышлением, профессиональной ответственностью.

Читайте также  Управление персоналом в сфере государственной службы

Мобильность человеческого капитала

Фактором, который влияет на мобильность человеческого капитала является глобализация, представляет собой неуклонный рост взаимозависимости экономик отдельных стран и регионов и формирование глобальных рынков, в том числе и глобального рынка труда. Глобальный рынок труда открывает новые возможности благодаря технологиям и инвестициям, повышает уровень мобильности работников, вызывает рост уровня конкуренции между ними. Вместе с тем глобализационные процессы диктуют новые требования к рабочей силе с точки зрения ее профессионализма, мобильности, уровня владения новыми технологиями, а благодаря проникновению ИКТ во все сферы экономики все более востребованными.

Глобализация, информационно-компьютерные технологии обусловливают трансформацию рынка труда и формирования виртуального рынка труда. В странах ЕС по решению Европейской комиссии в 1993 году создана система международного обмена вакансий EURES. Эта сеть сотрудничает с государственными службам занятости стран ЕС и обеспечивает доступ к единому информационному пространству 31 европейской стране: 27 государств — членов ЕС, а также Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии. Кроме того, в каждой стране ЕС в структуре Государственной службы занятости есть консультанты EURES, которые бесплатно консультируют по вопросам трудоустройства. На начало февраля 2014 на сайте насчитывалось около 2 миллионов вакансий, которые разместили 32724 зарегистрированных работодателей, а также 1,3 миллиона соискателей разместили свои резюме.

Основными направлениями по повышению качества человеческого капитала должны стать:

— увеличение инвестиций в образование,
— здравоохранение,
— профессиональную подготовку,
— обеспечение справедливого распределения доходов и национального богатства,
— сбалансирования социальных расходов и укрепления экономической базы социальной сферы.

Статья размещена с позволения автора:

Азьмук Надежда, кандидат экономических наук, Черкассы, Украина

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *