Экономическая оценка неформального сектора рынка труда на основе его сегментации

Экономическая оценка неформального сектора рынка труда на основе его сегментации

Экономическая оценка неформального сектора рынка труда на основе его сегментации

Политические и социально-экономические трансформации в начале 90-х годов прошлого столетия обусловили возникновение новых явлений в сфере занятости населения. Одним из которых является сегментация рынка труда по формам собственности и статуса деятельности, распространение неформального сектора. Значение неформального сектора рынка труда для экономики является неоднозначным. С одной стороны он способствует обеспечению дополнительной занятости населения и увеличение его доходов, сдерживает падение уровня жизни и рост безработицы. Вместе с тем неформальная занятость создает множество социальных проблем. К которым относятся отсутствие социальных гарантий и контроль условий труда, потеря работниками уровня квалификации и профессиональных навыков.

Экономическая деятельность субъектов неформального сектора осуществляется без официальной регистрации, сопровождается ухудшением условий труда и социальной защищенности работников. А также полным или частичным сокрытием доходов и, как следствие, уклонением от уплаты налогов, предусмотренных действующим законодательством. Скрытая занятость формирует дополнительные условия для развития криминальной среды и обусловливает потерю средств государственного бюджета из-за сокрытия доходов от налогообложения. Уменьшение негативного влияния функционирования неформального сектора экономики требует немедленного вмешательства органов государственного управления и внедрения соответствующих регулирующих мер.

Проблемы регулирования неформального сектора экономики

Решение проблемы регулирования неформального сектора экономики требует проведения достоверной оценки масштабов неформального сектора рынка труда, его состава и структуры, положительных и отрицательных последствий его функционирования. Важна также разработка целостной концепции регулирования неформальной занятости с целью ликвидации «теневого» сегмента рынка труда и уменьшение негативного влияния незарегистрированных видов экономической деятельности на социально-экономическое развитие регионов.

Несмотря на то, что неформальный сектор играет существенную роль в составе рынке труда. Это явление недостаточно исследованным и освещается в научной литературе значительно меньше, чем другие аспекты рынка труда. Исследование современного состояния проблемы и научных работ свидетельствует о наличии существенных различий не только количественных оценок. Но и качественных подходов к определению сущности и составляющих неформального сектора рынка труда. Отсутствует также научно обоснованное определение неформального сектора и общепринятые критерии классификации работников по признаку формальной или неформальной занятости. Кроме того, неформальная занятость в стране достаточно специфическим явлением, которое существенно отличается от неформального сектора рынка труда других стран, что затрудняет применение международных рекомендаций и мирового опыта его оценки и регулирования.

Анализ существующих дефиниций понятия «неформальная экономическая деятельность», «неформальная занятость» показал, что эти определения применяются чаще всего для характеристики хотя и близких по смыслу, но не тождественных явлений. И, наоборот, для характеристики одного и того же феномена разные авторы используют разную терминологию. Дефиниции «черная», «серая», «теневая», «скрытая», «неофициальная», «подпольная», «незарегистрированная», «не декларируемая», «неформальная» выступают как синонимы одного и того же явления, так и характеристики различных форм занятости.

Основными причинами возникновения неформального сектора рынка труда в современных условиях являются:

— Непреднамеренное уклонение от регистрации, которое возникает из-за отсутствия официальной регламентации определенного вида экономической деятельности, наличия бюрократических препятствий для регистрации, нарушение отчетности вследствие незнания законодательных актов;

— Вынужденное уклонение от регистрации, которое обусловлено невозможностью развития или выживания производственной единицы без теневой экономической деятельности;

— Инициативное уклонение от регистрации, которое обусловлено стремлением получения сверхприбыли.

Исследования неформального сектора рынка труда позволяет выделить основные направления незарегистрированной трудовой деятельности, среди которых:

— Выполнение работ или оказание услуг, разрешенных действующим законодательством, которые не зарегистрированы (ремонтно-строительные работы по заказам населения, медицинское обслуживание вне официальных специализированных учреждений, репетиторство)

— Получение платы за работы и услуги, которые в соответствии с законодательства являются бесплатными (оплата бесплатных медицинских и образовательных услуг, взятки должностным и не должностным лицам);

— Получение дополнительной платы сверх законного тарифа (дополнительная оплата населением услуг работниками коммунального и бытового обслуживания, предоставления жилья в аренду без оформления);

— Получение доходов от преступлений (торговля наркотиками, грабеж, проституция, рэкет).

Для формирования отдельных сегментов неформального сектора рынка труда использованы следующие признаки его группировки по видам характеристика состава (профессионально-квалификационный уровень работников, их социальный статус), причины возникновения, виды деятельности, источник и размер дохода.

В результате исследования было сформировано три сегмента незарегистрированного рынка труда:

— Сегмент «А» — «уличный»;

— Сегмент «В» — «профессиональный»;

— Сегмент «С» — «корпоративный».

Характеристика сегментов неформального сектора рынка труда

Характеристика сегментов неформального сектора рынка труда по профессионально-квалификационным и социальным характеристикам работников была осуществлена ​​на основе учета уровня образования и квалификации, выявления профессиональной группы и социального статуса работников Сегмент «А» состоит в основном из граждан, которые не имеют высшего, а иногда даже средней или специального образования. Следствием этого является отсутствие профессии или специальности, минимальный уровень профессиональной квалификации. Такие работники не в состоянии выполнять трудовые функции на достаточно высоком уровне, а перечень задач, которые могут быть ими решены, слишком ограниченным.

Читайте также  Государственная политика социального становления сельской молодежи

Чаще всего в этот сегмент попадают молодые люди из неблагополучных семей, с детства имеют склонность к потреблению алкоголя и с другими вредными привычками. Сегмент также формируется из людей зрелого возраста вследствие их ограниченных возможностей образовательного и профессионального развития. Отдельной частью этого сегмента являются люди с умственными или психическими недостатками, возможности трудоустройства которых в формальном секторе ограничены. К «уличному» сегмента также следует отнести пожилых людей, имеющих остаточную работоспособность, поскольку они не могут больше выполнять квалифицированную работу и потеряли свои основные профессиональные навыки.

Главным признаком данного сегмента является невысокий социальный статус граждан. Исследуя этот сегмент, особое внимание следует уделить социально опасным группам населения, которые формируют маргинальный слой общества. Представители этих групп достаточно часто выбирают нелегальные формы заработка и запрещенные законом виды деятельности. Распространение таких видов деятельности представляет угрозу социальному развитию государства, создавая криминогенную обстановку в обществе. Услуги, предоставляемые представителями данного сегмента, и продукция, ими предлагается, зачастую имеет очень низкое качество, является ненадежной и опасной для жизни и здоровья потребителей.

Представители «среднего» класса и интеллигенции

«Профессиональный» сегмент по своему социальному составу можно охарактеризовать как группу представителей «среднего» класса и интеллигенции. Его основу составляют граждане, имеющие среднее специальное, а чаще высшее образование, которые обладают определенной профессии или специальности и имеют достаточно высокий уровень квалификации. К этому сегменту можно отнести работников творческих профессий, осуществляющих незарегистрированную деятельность, владельцев фермерских хозяйств, которые не являются официально занятыми.

Отдельно в составе этого сегмента следует назвать работодателей, осуществляющих оплату труда наемных работников в «конвертах», избегая уплаты соответствующих начислений на заработную плату. Особой составляющей этого сегмента являются государственные служащие, работники образования и здравоохранения, получают взятки, или берут плату за услуги, которые являются бесплатными согласно действующему законодательству. Эта группа пополняется квалифицированными работниками определенной сферы, получающих за предоставленные услуги оплату, превышающей установленные тарифы.

Отличительной особенностью этого сегмента является распространенное сочетание работниками формальной занятости с неформальной, как по основному виду деятельности, так и в других сферах. Производимые товары работниками этого сегмента и предоставляемые ими услуги, отличаются высоким качеством, надежностью, рыночной привлекательности и умеренной стоимости. Спрос со стороны потребителей на товары и услуги данного сегмента достаточно высок, что не только поддерживает его существование, но и стимулирует его развитие.

«Корпоративный» сегмент состоит из деловых кругов, групп представителей крупного бизнеса и деловой элиты. Этот сегмент формируется не на индивидуальном, а на организационном уровне и объединяет как владельцев крупного бизнеса, так и наемных работников, занимающих руководящие должности, представителей административных органов.

Выделенные сегменты неформального сектора рынка труда

Выделенные сегменты неформального сектора рынка труда существенно отличаются по причинам возникновения неформальной занятости и мотивами, которые побуждают население к уклонению от регистрации и уплаты налогов. Вместе с тем профессионально-квалификационный состав населения определяет наиболее характерные виды экономической деятельности для каждого сегмента и размер предполагаемого дохода.

Одной из главных причин возникновения неформальной занятости, которая составляет основу «уличного» сегмента, являются ограниченные возможности трудоустройства граждан в формальном секторе экономики. Эти ограничения обусловлены физическими или психическими недостатками людей, отсутствием образования и достаточного уровня профессиональных стремлений и мотивации. Работники с неудовлетворительными профессионально-квалификационными характеристиками, отсутствием специального образования, навыков и природных способностей могут получить или статус безработного или нестабильное место в теневом секторе экономики. Таким образом, рынок труда выполняет «оздоравливающее» и стимулирующую функцию, лишая национальную экономику «нежизнеспособных» элементов, и стимулируя их к развитию и самосовершенствованию.

Однако существует еще одна весомая причина осуществления незарегистрированной деятельности работниками «уличного» сегмента — несовершенство процедуры государственной регистрации или ее экономическая нецелесообразность. Так, для граждан, осуществляющих эпизодическую продажа продукции, выращенную в собственном подсобном хозяйстве, оформление статуса самозанятости, получения необходимых разрешений и уплата единого налога может полностью нивелировать полученный доход, или даже вызвать убытки. Низкий профессионально-квалификационный уровень работников этого сегмента становится причиной того, что решение вопросов надлежащей регистрации находится вне их опыта и компетенции.

Уровень дохода, который получает население в рамках «уличного» сегмента, является крайне низким

Он может выполнять только воспроизводственную функцию, обеспечивая людей исключительно продуктами питания и предметами первой необходимости. В большинстве случаев для граждан, реализующих свою работоспособность в этом сегменте, такая деятельность является единственным источником дохода. Использование жестких, запрещающих методов и фискальных инструментов может только ухудшить ситуацию, лишая определенную категорию граждан единственно возможного способа получения доходов и способа выживания в современных экономических условиях, что может привести к обострению криминогенной ситуации и рост социальной напряженности в обществе. Поскольку объемы дохода, созданного в этом секторе, являются незначительными, недополучения средств государственного бюджета будет минимальным, радикально не решает проблемы пополнения доходной части госбюджета.

Читайте также  Глобальный рынок труда

Для работников «профессионального» сектора основной движущей силой, которая побуждает их к незарегистрированной деятельности, стремление получить дополнительный доход. Неформальная занятость является для таких граждан вторичным источником дохода, который иногда превышает заработок по основному месту работы. Большинство таких работников, оставаясь исправными налогоплательщиками по месту первичной занятости, считают, что имеют моральное право осуществлять дополнительную деятельность.

Вопрос национального менталитета

Актуальным остается вопрос национального менталитета, который формировался десятилетиями, прошел ряд трансформаций за годы независимости и в процессе становления приобрел определенные устойчивые черты. Среди таких черт следует назвать недоверие к государственной власти и государственной экономической и социальной политики, нежелание вносить свой вклад в социально-экономическое развитие страны.

Причиной неформальной занятости граждан в сегменте «В» может быть не только желание получать дополнительный доход. Но и стремление обеспечить себя дополнительной занятостью, которая может быть интересной с точки зрения профессионального интереса. Такое дополнительное занятие может совпадать с деятельностью по основному месту работы или существенно отличаться от начальной занятости по содержанию. В данном случае неформальная вторичная занятость осуществляется с целью более полной профессиональной реализации, развития навыков по профилю своей профессии, приобретение профессионального опыта, освоение новых навыков. Незарегистрированной такая деятельность часто остается за нежелания платить налоги. А в результате пассивности и лени, сдерживающие активную жизненную позицию и переход к конкретным действиям по легализации деятельности. Получение дополнительного дохода не является главным мотивом для данной категории граждан и может рассматриваться только как вторичный результат.

Наибольшую угрозу для доходной части государственного бюджета составляет сегмент «С» — «корпоративный»

Основным мотивом возникновения неформальной, теневой деятельности в этом сегменте является стремление владельцев бизнеса получать сверхприбыль. В настоящее время в Украине созданы благоприятные условия для развития этого сегмента. Интересы владельцев крупного бизнеса лоббируются при принятии политических решений, внесении изменений и поправок в действующее законодательство. Политика двойных стандартов, которая реализуется сегодня на многих крупных национальных предприятиях, с одной стороны, декларирует социальную ответственность бизнеса как главную ценность компании. А с другой — отсутствует «фундамент», который предусматривает полную уплату налогов и заработной платы. Основными видами деятельности данного сегмента является промышленность, строительство, сельское хозяйство, коммерческая деятельность. Наиболее эффективными методами преодоления негативных явлений, связанных с неформальной занятостью в корпоративном сегменте, является внедрение жестких контролирующих методов и фискальных инструментов.

С целью уменьшения негативного влияния функционирования неформального сектора рынка труда может быть использована система организационно-экономических мероприятий. Которые дифференцированы в зависимости от особенностей сегментов неформальной занятости. Так, для «уличного» сегмента целесообразно минимальное вмешательство налоговых органов (низкая эффективность фискальных и стимулирующих методов государственной политики). Внедрение программ по подготовке и переподготовке кадров на базе центров занятости. А также усиление государственного контроля качества продукции и услуг, организация общественных и временных работ по участием центров занятости.

Для «профессионального» сегмента такими мерами регулирования должны стать:

— Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;

— Регулирование заработной платы работников бюджетного сектора;

— Активизация компании по борьбе с коррупцией и взяточничеством;

— Усиление контроля за рынком аренды жилья;

— Распространение идеи гражданской ответственности населения с целью постепенной трансформации национального сознания и обеспечения устойчивого развития.

В качестве мер государственного регулирования для «корпоративного» сегмента предлагаются следующие:

— усиление государственного контроля полноты и своевременности уплаты налогов,
— полное использование фискальных инструментов государственного регулирования,
— внедрения стимулирующих инструментов налоговой политики,
— распространение концепции социальной ответственности бизнеса перед обществом и соблюдение мировых норм корпоративного гражданства.

Инструменты регулирования неформального сектора рынка труда

Таким образом, основными инструментами регулирования неформального сектора рынка труда и последствий его функционирования остается налоговая политика. В рамках которой необходимо использовать не только фискальные, но и стимулирующие инструменты. Исследование сегментов неформального сектора рынка труда показывает, что наиболее рациональным в современных условиях и одновременно наиболее сложным для реализации является трансформация национального менталитета.

Необходимы радикальные изменения в сознании граждан с целью принятия идеи ответственности за свое будущее и будущее следующих поколений. Это охватывает не только сферу индивидуальной гражданской ответственности, но и сферу корпоративной социальной ответственности бизнеса. Очевидно, что начало процесса трансформации национального сознания должен быть связан с повышением уровня доверия граждан к государству в результате внедрения открытой, прозрачной и справедливой политики планирования и контроля доходов и расходов государственного бюджета.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *