Организационные структуры и качество управления персоналом

Организационные структуры и качество управления персоналом

Организационные структуры и качество управления персоналом

В основе эффективной работы любой организации лежит управление. Принципы управления были сформулированы Максом Вебером в начале ХХ век. В соответствии с принципами были разработаны и некоторые структуры управления. Сегодня мы можем выделить следующие организационные структуры: линейная, линейно-штабная, функциональная, программно-целевая, дивизиональная, матричная, сетевая. Каждая из них имеет свои особенности, цели, задачи, преимущества и недостатки управления персоналом.

Какую из организационных структур предпочесть?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к нормам управляемости. Если у руководителя двое подчиненных, то совокупность контролируемых связей равна 6, трое 16, четверо 44, пятеро 110, а при десяти количество связей уже 5210. Кроме количества связей на горизонтальном уровне, необходимо учитывать и вертикальный канал подчиненности. Например, для руководителей и их первых заместителей для лучшей управляемости норма (количество подчиненных) не должна превышать 10-12 человек; для руководителей функциональных отделов 7-10 человек; для руководителей технологических отделов 15-20 человек.

Читайте также  Откуда появляются топ-менеджеры?

Когда все нормы учтены, руководителю важно понять преимущества и недостатки каждой из организационных структур, т.к. от этого будет зависеть качество управления персоналом и организацией в целом.

Линейная структура подразумевает, что управление персоналом будет осуществляться по принципу единоначалия.

Преимущества:

— централизованная власть;
— системная координация действий персонала;
— повышенный контроль.

Недостатки:

— повышение времени на управленческое решение;
— малая инициатива членов коллектива;
— задержки в профессиональном росте персонала.

Линейно-штабная это та же линейная, но дополненная специальными подразделениями (штабами) для улучшения выработки управленческого решения.

Преимущества:

— всесторонний анализ рабочих ситуаций;
— совместная выработка решений на уровне штабов;
— во главе штабов стоят профессионалы (руководители подразделений).

Недостатки:

— власть в принятии решений штабами ограничена окончательным словом руководителя;
— личный аппарат управления может стать обслуживающим.

Функциональная структура базируется на подчинении по областям управления

Например, у каждого подразделения может быть несколько вышестоящих руководителей, но каждый из них может воздействовать только на свой сегмент управления организацией.

Читайте также  Работа с фрилансерами

Преимущества:

— высокая эффективность за счет специализации персонала;
— централизованный контроль за принимаемыми в подразделениях решениями;
— делегирование полномочий.

Недостатки:

— трудности в координации подразделений;
— узкая специализация персонала;
— сложности профессионального роста.

Матричная структура одновременно соединяет профиль и функции в управлении конкретным подразделением

При такой организации управления персоналом вводятся две должности руководителя.

Преимущества:

— скоординированная работа двух руководителей позволяет обеспечить единые требования к персоналу;
— оперативное реагирование на внешние факторы;
— хорошие условия для профессионального роста.

Недостатки:

— высокая внутренняя конкуренция за ресурсы и персонал;
— трудность в согласовании решений подразделений;
— трудности управления информационным потоком.

Из всего вышеизложенного делаем выводы. Простая (линейная) единоначалие, небольшой штат, простота управления. Сложная большой штат, жесткий стиль управления, бюрократия, внутренняя конкуренция, узкая специализация членов коллектива.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *