Основы менеджмента персонала в банках

osnovy-menedzhmenta-personala-banka-01

Основы менеджмента персонала в банках

Главным элементом производительных сил общества являются люди. Для характеристики человеческих ресурсов в системе производства используется несколько терминов, а именно: человеческий фактор, трудовые ресурсы, рабочая сила, трудовой потенциал, человеческий капитал, кадры, персонал и т. д.

В процессе управления трудоресурсного потенциала современных банков зачастую используются термины: кадры и персонал.
Наиболее целесообразным для банков является применение термина «персонал», постольку он определяет личный состав банка, работающего по найму и характеризуется определенными признаками:
— Обязательное оформление трудовых отношений с банком по трудовому
договором;
— Присущие высококачественных характеристик персонала.

В целом персонал банка относится к категории работников управления, так называемых «белых воротничков». Такие работники не всегда производят продукцию, которую легко измерить количественно, а непосредственным результатом их усилий является информация, управленческие решения, отчеты, соглашения, документы или любые другие операции, обеспечивающие функционирование банка.

К специфике управленческого труда «белых воротничков» можно отнести:

— Наличие у работника альтернативных действий для реализации поставленных задач;
— Оторванность действий банковского работника от результатов;
— Диверсификация управленческого труда;
— Наличие творческой составляющей в работе «белых воротничков», трудно поддается систематизации и оценке;
— Может отсутствовать прямая взаимосвязь между затратами труда и результативности;
— Взаимосвязь и взаимозависимость работников.

osnovy-menedzhmenta-personala-banka-02

В практической деятельности банков наблюдается также горизонтальный способ разделения управленческого труда. Например, во многих банковских учреждениях является заведующие финансовым отделом, службой маркетинга и тому подобное.
Персонал банка характеризуется количеством, структурой, профессиональной пригодностью и компетентностью. На современном этапе общественно экономического развития труд персонала банка становится более напряженной, ответственной, интеллектуально сложной, связанной с постоянным обновлением знаний и профессиональных навыков, преодолением стрессовых ситуаций, адаптацией к конкурентной среды и тому подобное.

Под качественными характеристиками персонала следует понимать:

— Способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.д.);
— Мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру «интерьера и т.п.);
— Свойства (личностные качества, влияющие на выполнение профессиональной роли)
Содержание труда банковских работников определяется непосредственно их функциональными обязанностями, в свою очередь обусловливают их узкую специализацию.
Функциональные обязанности персонала в банках условно можно объединить в три группы:
— Общебанковские функции (на них приходится около двух третей содержания труда персонала),
— Обслуживание и усовершенствование банковского процесса,
— Административно-управленческие функции.

Читайте также  Парадоксальное видение

Решающими факторами, которые определяют особенности труда персонала, являются:

— Научно-технический прогресс, обусловливает применение новой техники, электронных средств расчетов и связи, новых информационных технологий;
— Развитие рыночных отношений, резко увеличивает спрос в распространении качественных банковских услуг многочисленных субъектов хозяйствования, порождая межбанковском конкуренцию, финансовые риски;
— Динамизм внешнеэкономической среды, что обусловливает объективную необходимость интеграции в мировую банковскую систему;
— Недостаточная политическая и экономическая стабильность современного этапа рыночных преобразований в стране.

Можно выделить специфику деятельности персонала в современных банках, а именно:

— Интенсивность труда;
— Информационная и интеллектуальная насыщенность;
— Сложность труда;
— Узкая специализация персонала в условиях распространения разнопрофильных услуг;
— Ответственность и высокая исполнительская дисциплина;
— Требует высокой компетентности, постоянного повышения квалификации;
— Стрессовый характер труда, психологическая напряженность, присутствие рисков;
— Труд требует проявления инициативы, аналитического подхода;
— Необходимость быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям;
— Требует умения работать с людьми и тому подобное.

Характерной чертой труда в современных банках является повышение уровня ее интеллектуализации: почти 60 процентов ее объема требует творческих усилий, проявления инициативы, аналитического подхода, высокого уровня специальной подготовки, привлечение научных знаний, зарубежного опыта. Банковская практика показывает, что почти две трети персонала ежедневно наталкиваются на необходимость поисков оптимальных решений для выполнения своих задач с высокой степенью финансового риска.

Читайте также  Oracle: Управление персоналом

В комплекс знаний, умений и личных качеств работников банка в современных условиях выдвигается ряд специфических требований:

— Психологических,
— Организационных,
— Экономических,
— Правовых,
— Технических,
— Информационных.

osnovy-menedzhmenta-personala-banka-03

Так, в систему психологических качеств и знаний работников банка относят:

— Профессиональный уровень (знания, личный опыт, навыки);
— Мировоззрение (целеустремленность, нравственная чистота, принципиальность, чувство долга перед коллективом);
— Общий уровень развития (сообразительность, эрудиция, интеллектуальные способности);
— Психологический такт (способность устанавливать степень влияния, контакт с другими людьми в конкретной ситуации с учетом их индивидуальных психологических особенностей);
— Социализация (процесс вхождения в социальную среду, адаптация к нему, усвоения и выполнения своей социальной роли);
— Общественная энергичность (способность активизировать энергию других людей);
— Творческая и исполнительная самоинициатива;
— Самоорганизация, самоконтроль, самооценка и т. д.

Организационные качества работников банка заключаются в свободном владении различными организационными методами, в наличии способностей и навыков к администрированию, распорядительства, управление.

Экономические качества проявляются в свободном ориентировании в экономических категориях, умении анализировать и оценивать экономические показатели.

Правовые знания позволяют ориентироваться в правовых нормах и применять их на практике, заключаются во владении комплексом правовых норм, регулирующих отношения с клиентами и порядок оформления соответствующей документации.

Технические качества и знания проявляются в квалифицированном использовании современной организационной и вычислительной техники, знании ее возможностей, сфер применения, принципов эксплуатации.

Информационные качества работников — это умение грамотно работать с информацией: собирать (фиксировать), обрабатывать, хранить и передавать.
Рассмотренными качествами и знаниями должен обладать каждый работник банка.

Таким образом, персонал в современном банке является решающим фактором в конкурентной борьбе. В условиях сегодняшнего рынка, динамично развивается, конкурентную борьбу выигрывает тот, кто создаст эффективно действующую систему управления персоналом, направленную на максимальную трудовую отдачу работающих реализацию всех потенциальных способностей персонала.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *