Профессиограмма гувернеров Джона Локка

Профессиограмма гувернеров Джона Локка

Профессиограмма гувернеров Джона Локка

Сфера образовательных услуг разнообразна, однако гувернерство являются особыми видом профессионально-педагогической деятельности, имеет глубокие исторические корни, свой теоретический концепт, актуализированный объективными потребностями социума и содержит достаточный прогностический потенциал для развития. Гувернер — это особый тип педагогического работника, направляет развитие ребенка, управляет процессами обучения и воспитания во всей их многогранности на основе индивидуального подхода и с учетом способностей, склонностей, интересов детей.

Гувернерская деятельность отличается глубокой личностной направленности, является персонализированной, может происходить в индивидуальных или коллективных формах (при наличии в семье разновозрастных детей), включает элементы обучения, воспитания, развития и социализации личности, имеет специфические задачи, содержание, методы, носит неформальный и комфортный характер для всех ее участников.

Сегодня социальное назначение профессии гувернера, его востребованность не ограничивается только предоставлением индивидуальных услуг отдельной семье;
— в стране гувернеры могут осуществлять профессиональную деятельность в государственных и частных дошкольных учреждениях различных типов;
— сотрудничать в общеобразовательных школах как учителя, предоставляющих индивидуальную образовательную помощь с соматическими болезнями, проблемами в воспитании и поведении или одаренным школьникам; в качестве родителей-воспитателей в приемных семьях и детских домах семейного типа;
— в специальных учебно-воспитательных учреждениях, где растут дети с особыми потребностями;
— работать волонтерами в общественных организациях, которые предоставляют соответствующие услуги и поддержку семьям, где воспитываются дети-инвалиды и т.д.

Такая деятельность требует определения ее содержания, структуры, сформулированных профессионально обусловленных требований к профессиональным и личностным качествам.

Профессиография рассматривается как технология определения требований

Которые ставит профессия к личностным качествам, психологическим способностей, психолого-физиологических возможностей человека. Значение имеют не изолированные качества специалиста, а их целостность, они — динамические, постоянно наполняются новым содержанием. Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, содержащий инвариантные, идеализированные параметры личной и профессиональной деятельности учителя (В. Сластенин).

Профессиограмма объединяет профессиональные требования к педагогическим работникам в три основных комплекса, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга: общие гражданские качества; качества, определены спецификой профессии и специальные знания, умения и навыки в конкретном направлении (специальности).

Профессионально-личностные качества гувернера

Анализ исследований зарубежных и отечественных ученых, собственные наработки позволили выделить профессионально-личностные качества гувернера:

— осознание самоценности детского;
— гражданская зрелость, педагогическая этика, моральное сознание, уважение к ребенку;
— умения: анализировать, оценивать уровень развития воспитанника;
— создавать условия для развития, обучения и воспитания детей;
— подбирать соответствующие формы, методы и средства воспитания и обучения;
— профессионально взаимодействовать с работниками других образовательно-воспитательных учреждений и с родителями воспитанника;
— планировать и организовывать свою деятельность;
— осуществлять профессиональный уход за детьми, организовывать их досуговая деятельность;
— профессионально значимые качества: эрудиция, педагогическая наблюдательность, искренность, тактичность, выдержка, гибкость поведения, порядочность, чувство собственного достоинства, способность идти на разумный компромисс, эмпатия;
— коммуникативные качества; общая направленность личности на общение, диалог;
— выдержка, уравновешенность;
— высокая работоспособность доброжелательность;
— специальные способности: умение находить решения в нетипичных ситуациях, экономить эмоциональные ресурсы и т.д..

Читайте также  Роль педагога в современных условиях развития общества

Вышеуказанные положения имеют глубокие историко-педагогическое обоснование, в том числе и в наследии выдающегося английского философа, просветителя и государственного деятеля Джона Локка (1632-1704). В его концепции нашли отражение социально-политические, философские убеждения, а также значительный практический педагогический (преподавательский, гувернерський) опыт.

Трактат «Мысли о воспитании» (1693) — программа формирования «нового человека»:

джентльмена, деловой личности с реальной образованием;
мыслящей, гуманитарно образованной, далекой от узкого практицизма, утилитаризма;
сознательного гражданина с пониманием того, что во взаимодействии личности и общества приоритет принадлежит индивидуальному началу.

Светскость, добродетель, мудрость, умелость в предпринимательстве, физическая закалка, сформированность тела, характера и ума характеризовать «новую породу людей», способных развивать общество. Такую совершенную личность, по мнению Дж. Локка, не способна подготовить массовая школа, поэтому он, высказавшись довольно резко, что «… даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее, чем знания и умения, приобретаемые в школе», разрабатывает собственную систему индивидуального обучения и воспитания. Реализовать ее может только особый педагог — образованный, вежливый, наблюдательный, думающий, — домашний наставник-гувернер.

Современные европейские историки-педагогики в наследстве Дж. Локка подчеркивают именно его вклад в теорию и практику индивидуального образования, считая эталоном домашнего учителя / наставника — тьютора. Важнейшая задача такого педагога — пробудить потенциальные возможности ребенка, а образование такого типа, основана на классическом греческом идеале гувернерства, подготовит умственные, духовные и физические силы ребенка. Обозначив такие задачи, Дж. Локк четко выделяет и основные составляющие профессиограммы гувернера, который, по его мнению должен быть рассудительным, сдержанным, искренним с воспитанником и его семьей, старательным, предприимчивым, осмотрительным; иметь надлежащее образование, «… понимать окружающий мир, нравственные установки, обычаи, причуды, заблуждения, ловушки, ошибки мира, страны, в которой будет жить питомец»; научить его «правильно судить о людях .., безопасно и гармонично превращаться. с детства на мужа».

Сверхзадача домашнего наставника — разъяснить ребенку принципы морали, добродетелей

«Дать взгляд на человечество; научить любить то, что достойно похвалы, готовить ребенка, не до университета, а к миру». А для этого гувернер должен сам владеть вышеуказанными достоинствами, только тогда он сможет сформировать средствами образования и воспитания ответственного личность с развитой самосознанием. Именно поэтому Дж. Локка считают синтезатором образовательной традиции эпохи Возрождения, первым, кто сформулировал концепт гувернерства: центрированность образования на ребенке, впоследствии развитый в работах других философов и педагогов эпохи Просвещения.

Вузовская подготовка гувернеров осуществляется в ряде учебных заведений как специализация педагогических направлений подготовки специалистов ( «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Музыкальное образование и воспитание», «Социальная педагогика»). Конструирование содержания их подготовки предусматривает гармоничное и взаимодополняющего сочетания нормативно-обязательной и личностно-выборочной компонент, образующих блоки учебных дисциплин, предметные циклы, дисциплины по выбору.

Структура содержания подготовки включает инвариантный и вариативный блоки, поэтому, зиждилась на системный, личностно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы, максимально способствует формированию профессионализма будущего специалиста, его готовности к выполнению профессиональных обязанностей, а интеграция блоков дисциплин гуманитарной и социально-экономической; естественнонаучной предметной и профессионально ориентированной подготовки — стимулирует его профессионально-личностное становление и рост.

Читайте также  Маркетинговое прогнозирование в системе конкурентных преимуществ современного издательства

Профессиональная подготовка гувернеров

В этом контексте происходит модернизация содержания профессиональной подготовки — создание фундаментальных дисциплин, «спроектированных» на будущую профессиональную деятельность или конструирования преподавателями таких способов деятельности студентов, которые имитировали будущую профессиональную деятельность студентов. Подготовка будущих гувернеров в вузе должна базироваться на использовании новейших технологий, которые имеют целью максимально приблизить студентов к их будущей профессиональной деятельности.

Моделирование целостного содержания и условий предстоящей деятельности должно пронизывать материал профессионально-ориентированных курсов по подготовке гувернеров в вузе ( «Теория и история гувернерства», «Технологии работы социального гувернера», «Дошкольная педагогика и психология», «Методика индивидуального обучения», «Педагогика семейного воспитание »,« Музыкальное воспитание и хореография »,« Самообслуживание и социально бытовое ориентирование инвалидов »,« Развитие речи и детская литература »,« Практический курс иностранного языка с методикой обучения »,« Домоводство »).

На семинарских и практических занятиях необходимо внедрять микродоповиди с реферирования определенных проблем, ролевые игры, самоанализ деятельности, разработку практических памятников выхода из определенных профессиональных или конфликтных ситуаций, пресс-конференции, деловые игры, брейнсторминга, выполнение творческих заданий, разработку правил, картографию педагогической ситуации, апробацию тестов и тому подобное.

Теоретико-практическая подготовка будущих гувернеров

В теоретико-практической подготовке будущих гувернеров в вузах интерактивные методы обучения играют сущностную роль, ведь при их применении студент вынужден активно приобретать, перерабатывать и реализовывать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, которая обеспечивает значительно выше по сравнению с традиционными способами результаты обучения практической деятельности.

Профессионально-ориентированные дисциплины подготовки гувернеров содержат значительное пространство для использования имитационных игровых технологий. В частности, деловых игр как имитации профессионально-педагогической деятельности, связанной с управлением учебно-воспитательным процессом, ролевых игр как имитационной формы активного обучения, имеет целью развитие у студентов аналитических способностей, привитие умений принимать решения в различных профессиональных ситуациях.

Введение информационных технологий позволяет усовершенствовать методологию и стратегию отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания. Создать методические системы обучения, ориентированные на развитие интеллектуального потенциала студентов, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной работы по обработке информации; создавать и использовать компьютерные методики контроля и оценки уровня знаний.

Выводы. Итак, наследие западноевропейских педагогов, в том числе и Джона Локка, содержит актуальные теоретические положения и практический опыт, который не стоит игнорировать в современных условиях. Особенно, если речь идет о подготовке определенных поколений педагогов: воспитателей и учителей-гувернеров.

Их творческое прочтение, ненавязчивое воплощения в учебно-воспитательный процесс вузов позволит создать соответствующее образовательно-воспитательная среда — определяющий фактор профессионального становления будущих гувернеров, компоненты которого предусматривают наличие таких педагогических условий:

— конструирование и отбор содержания профессионального образования в соответствии с моделью будущей деятельности;
— организация учебно-воспитательного процесса на принципах педагогического взаимодействия и сотрудничества;
— внедрения имитационно-игрового подхода в обучении;
— создание психологического комфорта, свободы выбора способов решения учебных задач, ситуации успеха студентов.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *