Аттестация рабочего места

Аттестация рабочего места

Аттестация рабочего места

Аттестация рабочего места преследует цель дать оценку состоянию рабочего места сотрудника

Довольно часто большое значение для общей результативности предприятия имеет не только качество работы сотрудника и полученные им результаты, но и состояние его места работы. Очень яркий пример (который я уже приводил ранее) это повар. Который готовит не в закрытом от посетителей помещение, а на участке кухни. Который, как бы, вынесен в ресторанный зал (такой стиль последнее время стал популярным). В таком случае важно не только качество приготовленного блюда, но и то, как оно готовилось, и в каком состоянии рабочее место повара.

В случаях, когда состояние рабочего места является особенно важным для общей результативности, поддержание его в должном состоянии необходимо отдельно мотивировать у сотрудников этой должности. А для того, чтобы его мотивировать, нужно иметь возможность его оценивать! Вот так, в большинстве случаев, аттестация рабочего места является по большому счету частью системы мотивации отдельной категории персонала, которая направлена на поддержание рабочего места в должном состоянии.

И так, для эффективной аттестации рабочих мест в первую очередь необходимо составить общий образ идеального состояния этого рабочего места. То есть нам нужно четко по пунктам описать то, каким мы его хотим видеть. Для того, чтобы сотрудник знал свою цель, знал к чему ему нужно стремиться.

Получив такой список четких критериев состояния рабочего места сотрудника, нам нужно сделать из него лист аттестационной оценки

Для этого нам нужно определить приоритеты, напротив каждого из пунктов по списку. Конечно же, полученный список, скорее всего состоит не из трех пунктов, и по этому довольно сложно выставить приоритетность «на глаз». Тут нам поможет «метод попарных сравнений».

Метод заключается в том, что мы берем первый пункт из списка, и ставим его в пару со всеми следующими пунктами, полученный список пар откладываем в сторону (он нам понадобится позже). После берем второй пункт в списке, и ставим его в пару со всеми следующими за ним, и так далее, пока у нас не будет собраны все возможные пары из имеющихся пунктов в списке. Все полученные пары мы перемешиваем (чтобы они не шли в общем списке в таком же порядке, как мы их составляли), и просим руководителя (который и должен определять приоритетность) в каждой паре выбрать более приоритетный пункт.

Читайте также  Отбор персонала для чистых помещений

Когда руководитель закончит, мы подсчитываем количество выборов по каждому пункту списка и делим его на общее число возможных выборов (общее количество пунктов минус один никакой пункт списка не мог попасть в пару сам с собой). Так мы получаем число от 0 до 1 по каждому пункту плана. Подсчитываем сумму этих чисел по всем пунктам. Коэффициент приоритетности по каждому пункту будет равен частному числа, полученного по этому пункту на общую сумму.

В примере будет список из 4х пунктов для краткости и большей наглядности

Наш список:
Наличие перчаток
Чистота стола
Чистота печи
Чистота весов

Исходный список пар:

Наличие перчаток Чистота стола
Наличие перчаток Чистота печи
Наличие перчаток Чистота весов
Чистота стола Чистота печи
Чистота стола Чистота весов
Чистота печи Чистота весов

Выделенные жирным пункты по нашему предположению выбрал руководитель. Исходя из этого выбора, мы ведем подсчеты:

Наличие перчаток 3 из 3х 3 3 1
Чистота стола 1 из 3х 1 3 0,33
Чистота печи 2 из 3х 2 3 0,66
Чистота весов 0 из 3х 0 3 0 Возможно это говорит о том, что этот пункт не так уж и важен, и его не стоит включать в аттестационный лист.

Сумма 1+ 0,33 0,66 2

Далее приводим вычисленные коэффициенты приоритетности:

Наличие перчаток 1 2 0,5
Чистота стола 0,33 2 0,166
Чистота печи 0,66 3 0,333
Чистота весов пункт исключен из аттестационного листа

Теперь из каждого составленного нами пункта мы делаем закрытый вопрос (на который можно будет ответить «да» или «нет», а точнее, поставить галочку на ответе «да», или не поставить). Так же, если оценка по определенным пунктам требует большей градации чем «да» и «нет», можно ставить оценку по пяти, или десяти-бальной системе (в дальнейшем это никак не повлияет на подсчеты, самое главное, чтобы оценка ВСЕХ пунктов велась в единой системе). Таким образом, мы получаем лист-опросник, по который может нам ответить, на сколько процентов рабочее место оцениваемого сотрудника соответствует тому образу, который мы считали идеальным. Каждый положительный ответ мы умножаем на полученный коэффициент приоритетности, и суммируем полученные баллы. В итоге у нас будет число от 0 до 1, отражающая аттестационную оценку рабочего места сотрудника.

Читайте также  Подбор кадров управления

Предположим, что была проведена аттестация рабочего места подчиненного по составленному нами выше примеру аттестационного листа, и поставил следующие оценки по десятибалльной шкале:

Наличие перчаток 10 (присутствуют)
Чистота стола 8
Чистота печи 7

Подсчитываем общую оценку: 10 0,5 8 0,166 7 0,333 5 1,328 2,331 8,66.

И того, мы получили оценку 8,66 по десятибалльной шкале, и можем сказать, что оценка отражает, что рабочее место на (8,66 (полученный результат) 10 (десятибалльная шкала) 100 (перевод в проценты) 86,6 86,6 соответствует изначальному идеальному образу, построенному нами.

Следующим вопросом является вопрос о периодичности оценки, и о том, кто будет ее проводить. А проводить аттестации рабочего места может любой сотрудник предприятия, который по должности выше работника, рабочее место которого оценивается. И оцениваться рабочее место может когда угодно (в рабочее время конечно же) и сколько угодно раз! Но итог будет подводиться за определенный период (путем подсчета среднего арифметического значения по всем проведенным за этот период оценкам). А для верности, можно составить график обязательных проверок, с назначением должностей, и времени оценки. Но об этом документе оцениваемый, конечно же, не должен быть осведомлен.

Вместе с графиком описываем всю процедуру оценки в отдельный документ, связываем результаты оценки с каким либо поощрением или наказанием, и на подпись!

Похожее ...

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о