Компетентностные основы подготовки специалистов в контексте европейского образования

Компетентностные основы подготовки специалистов в контексте европейского образования

Компетентностные основы подготовки специалистов в контексте европейского образования

Компетентностные основы подготовки специалистов в контексте европейского образования

Появление новых ориентиров профессионального признания приводит общеевропейскую и даже мировую тенденцию движения «от понятия квалификации к понятию компетенции».

Если традиционная «квалификация» специалиста подразумевает функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а подготовка сводится к усвоению стандартного набора знаний, умений и навыков, то «компетенция» направлена на развитие у человека возможности ориентироваться в различных рабочих ситуациях, иметь представление о последствиях своей деятельности и нести за них ответственность.

Поэтому понятие компетенции является более адекватным, а возникновение компетентностного подхода в образовании и в профессиональной деятельности становится закономерным и объективным явлением. Повышение квалификации кадровиков можно получить в бизнес школе.

В европейской образовательной практике существуют различные подходы к определению результатов обучения по моделям компетенций:

1. Модель компетенций, основанная на параметрах личности, предполагает особую значимость развития нравственных, духовных и личных качеств человека.

2. Модель компетенций, основанная на овладении стандартными (алгоритмизированной) процедурами и операциями.

3. Модель компетенций предполагает важность достижения результатов и основана на действиях людей, а не на том, что они знают.

4. Модель компетенций построена на ожиданиях работодателей от выпускника на будущем рабочем месте.

Если проанализировать описания результатов обучения в указанных моделях компетенций, то можно выделить следующие термины: «компетенции», «измеряемые достижения», «демонстрация способностей» и другие. При этом, как свидетельствует Стивен Адам, «нет абсолютно корректного способа описания результатов обучения».

Построение системы описания результатов обучения на основе компетентностного подхода предусматривает:

1. Понимание результатов обучения в контексте евростандартов образования.
2. Однозначное толкование понятий, связанных с результатами обучения в компетентностной формате.
3. Исследование процесса овладения компетенциями.

Для исследования процесса овладения компетенциями, прежде всего, рассмотрим понятие, повязкам связанные с получением первого результата обучения. Усвоение знаний происходит через их понимание и формирование понятий, представлений, суждений. Надо четко разграничить эти сроки усвоения знаний, носителем которых является личность и связанные с ней характеристики.

Читайте также  Зарубежный опыт внедрения современных методик управление персоналом

Знание – совокупность воспринятой и усвоенной человеком информации в виде понятий, представлений, суждений, которая сохраняется в долговременной памяти и может быть от-творимая в процессе деятельности.

Понимание – теоретический уровень овладения знаниями, что позволяет не только фактически знать: что (?), Где (?) И когда (?), Но и объяснить, почему (?) И как (?) Происходит то или иное явление .

Усвоения знаний является результатом процесса мышления, которое отражает объективно действительность в понятиях, представлениях, суждениях и умозаключениях.

Понятие – одна из форм мышления, результат обобщения существенных признаков объекта действительности. Понятие, в отличие от представлений, отражающих суть вещей.

Представление – образ предметов или явлений, сохраняется и воспроизводится в сознании вне влияния на органы чувств. Относительные представления, развиваясь, приближаются к абсолютной истине.

Суждение – мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений.

Умение – способность к применению знаний и понимания для выполнения задач и решения проблем.

Навыки – это сформированные в процессе обучения способности выполнять трудовые операции, работы определенными приемами, способами.

Таким образом, формами усвоения знаний, умений, навыков как первого результата обучения являются:

1. понимание знаний через понятия, представления, суждения;
2. формирование начальных умений.

Понимание знаний и формирование начальных умений, психофизиологические свойства человека приводят к постепенному овладению компетенциями как второго результата обучения.

Например, это такие компетенции: способности работать в различных ситуациях, предвидеть последствия своих действий и нести за них ответственность, принимать нестандартные решения и тому подобное;

Профессиональные компетенции как способности эффективно выполнять деятельность предусматривают обязательное определение стандартов поведения специалиста в определенной должности;

Читайте также  Парадоксальное видение

Компетенции в образовательной деятельности описываются через параметры Дублинского дескрипторов, а в профессиональной деятельности демонстрируются через поведенческие индикаторы.

Процесс постепенного овладения компетенциями отображается через их описание в соответствии достигнутом студентом результата обучения. На примере дисциплин «Профессиональная ориентация» и «Управление компетенциями менеджера по персоналу» разработаны описание компетенций, которые должны получить студенты после овладения курсов.

Ориентация на результаты обучения является новым для европейского пространства высшего образования подходом, который выходит за пределы знаний, умений, навыков и предусматривает интеграцию образовательной и профессиональной деятельности.

Компетентностный подход в образовании обеспечивает описание с единых позиций требований к квалификации выпускников учебных заведений и работников при разработке образовательных и профессиональных стандартов.

Подготовка специалистов в контексте евростандартов образования предполагает достижение двух результатов обучения.

Первый результат обучения (усвоения знаний, умений, навыков):

– усвоение знаний через демонстрацию их понимания в понятиях, представлениях, суждениях (формирование когнитивных компетенций)
– применение знаний и понимания через формирование начальных умений.

Второй результат обучения: овладение общими и профессиональными компетенциями как высокоразвитыми умениями, которые являются приобретенными в образовании реализационными способностями к осуществлению деятельности.

В частности, профессиональная компетенция выражает способность эффективно выполнять деятельность и демонстрируется через поведенческие индикаторы: овладение эффективными способами, методами, технологиями выполнения действий и достижения ожидаемого результата.

Описывать результаты обучения предлагается в терминах Дублинских дескрипторов: «знать и понимать», «уметь», «владеть».

Разграничение традиционных понятий по квалификационной модели образования и новых терминов по компетентностного моделью, определения результатов обучения и их описание в параметрах Дублинских дескрипторов позволит проводить диагностику и мониторинг сформированности компетенций у студентов.

При разработке образовательного стандарта необходимо обеспечить соответствие общих и профессиональных компетенций выпускников не только современным потребностям работодателей, требованиям профессиональных стандартов, а также ожидаемым запросам рынка труда. Образовательные стандарты должны предусматривать будущую востребованность в компетенциях, носить прогностический и опережающий характер по сравнению с профессиональными стандартами.

Похожее ...

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о